Публикации
Осеннее затишье.
Разговор послушника с монахом
Осень — время затихания кипучей природной жизни, время подготовки к суровым зимним испытаниям. Но осень еще — и благодатное время напоминания нам, живым, о том, что зима смерти — «не за горами, а за плечами», как говорили на Руси. Напоминание о том, что скоро наступит осень и нашей жизни. Для кого-то финал неминуем уже в этот, последний месяц осени. Кому-то надо еще подождать, чтобы получше подготовиться к переходу в вечность.
Рассуждения на эту темы в разговоре послушника и иеромонаха.
Послушник Александр:
– Можно ли утверждать, что Бог на протяжении всего нашего земного пути промыслительно показывает людям смысл жизни: через людей, через жизненный опыт, через природу?
Иеромонах Макарий:
– Есть откровение Божие в Священном Писании, а есть откровение Божие естественное. Через природу любой нормальный человек должен прийти к мысли о том, что есть Бог. Если Бог – Творец, если Он все это творит, если есть красота, а Он – художник, если Он все живуписует и животворит, то да, можно так сказать, что рассматривая эту природную красоту человек может прийти к выводам, которые записаны в Священном Писании, к идее существования Бога.
Послушник Александр:
– Вы сказали «нормальный человек». А не нормальный? Все ложные учения от поврежденности человеческой?
Иеромонах Макарий:
– Из-за отхождения от божественных заповедей. Сам по себе человек не знает, что такое добро, а что такое зло после грехопадения. И в том состоянии блаженства он тоже не знал. Адам и Ева должны были слушать Бога, Он говорил им, что им делать и чего не делать. Человек не знал, хотел сам выбирать. Появилась гномическая воля. И человек рос в таком состоянии. Сейчас без Писания мы не сможем, если просто рассматривать природу, как это делали древние люди с поврежденным умом. Они пришли к идее многобожия. На нас влияют бесы. Сам человек не способен чистым быть, и совесть он не способен слушать, она ведь может обмануть. Плюс человек еще склонен ко греху, а любой грех он затеняет и ум, и сердце. Даже если посмотреть все современное искусство. Это же все произведение падшего ума. Об этом еще святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил 150 лет назад. Мы запутаемся, если и в природе будем искать откровение. Нам нужно Писание. Как говорил один из святых: «Познай Христа, и ты познаешь весь мир». Даже не выходя из келлии это можно сделать. Какая разница, например, есть ли жизнь на Марсе или нет?
Послушник Александр:
– То есть это ничего не изменит в нашей картине мира?
Иеромонах Макарий:
– Не меняет, потому что я не вечный. Если бы я здесь жил вечно, то мне нужно было бы как-то обустраивать этот мир. Но поскольку у меня здесь промежуток времени ограничен, скоро жизнь закончится, то у меня нет времени заниматься природой. Познание же бесконечное, как в сторону уменьшения (субатомный мир), так и в стороны увеличения (макрокосм). Что я этим достигну? Что я узнаю? Что кроме бозона Хиггса еще что-то есть? И что дальше? Вот британский актер и режиссер Энтони Хопкинс умер недавно. Чего он достиг? Да ничего. Ну гений, понятно. А про Бога он ничего не знает. Мы же христиане. Нас интересует то, что после смерти происходит. Да, природа прекрасна. Как писал Пушкин, «…Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…». Прекрасно, здорово, Бог создал все это. Можно смотреть на все это и славить Бога. И зачем при этом депрессовать? Руки, ноги целы. Сходи на рыбалку, поруби дрова, в лесу погуляй. Природа нужна, конечно.
Послушник Александр:
– Пока мы с Вами беседовали о некоторых взглядах современных для нас с вами ученых-атеистов, мне вспомнилась идея Ницше из его книги «Так говорил Заратустра». В этом произведении есть глава «О потусторонниках», где философ осуждает грезы метафизиков.
Из его учения можно сделать вывод, что нужно жить здесь и сейчас. А христиане иначе говорят: «Эта жизнь нам дана для того, чтобы жить там хорошо». Получается, что нам нужно этой жизнью пренебрегать, не наслаждаться этим моментом?
Иеромонах Макарий:
– Не нужно вырывать фразы из контекста, нужно всегда рассматривать явление в совокупности. Например, многие правители большую пользу принесли обществу. Великие реформаторы были в Византии, на Западе, в Российской Империи (Екатерина Великая, Петр Великий и др.). Почему их Церковь не канонизирует? Потому что в перспективе вечности они ничего не принесли. Их жизнь была сама по себе не благочестивая.
Послушник Александр:
– То есть они о Боге людям ничего не открыли?
Иеромонах Макарий:
– Не то что не открыли. Они не сберегли, нанесли урон тому учению православному, которое было вокруг. Они заботились о внешнем. «Нужно жить здесь и сейчас, обустраивать все, захватывать и т. д.» – так они думали. Если мы к Ницше вернемся, то можно сказать, что у него была идея сверхчеловека, для него Бог умер. Если же мы обратимся к Священному Писанию, мы найдем антитезу: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13,1). Если мы отталкиваемся от фундамента «Бога нет», тогда будем жить здесь. Сейчас есть великие психологи, футурологи… Нужно посмотреть, от чего они отталкиваются.
Как правило, всегда бывает так, что творчество человека плохо влияет на людей, потому что они ошибочны. Это напрямую связано с его образом мысли, образом жизни. И у Петра I была безнравственная жизнь, и у Екатерины II, и у великих преобразователей, и у великих философов… Ницше закончил жизнь в сумасшедшем доме. Скорее всего, он от сифилиса умер. Если веры у человека нет, то ему его знания не помогут.
Послушник Александр:
– Но понятие вера очень широкое. Есть разные веры. Представители некоторых школ буддизма, например, просят Будду о просвещении их светом вселенской истины. Некоторые мусульмане просят Мухаммада о помощи. Индуисты служат Кришне, Вишну, Шиве…
Иеромонах Макарий:
– Слово «Бог» ведь русское. На других же языках Он по-другому называется?
Послушник Александр:
– Да. По-арабски «Бог» – «Аллах».
Иеромонах Макарий:
– Все зависит от мировоззрения человека. Вот для тебя Будда кто?
Послушник Александр:
– Человек. И для буддистов Тхеравады, кстати, тоже.
Иеромонах Макарий:
– Но в буддизме же разные школы есть?
Послушник Александр:
– Да.
Иеромонах Макарий:
– Вот. И в христианстве тоже есть разные конфессии. Есть направления, для которых Христос – это просто Бог (монофизиты). Иеговисты тоже себя позиционируют как христиане, но они считают Христа самым лучшим человеком на земле. Есть несториане, которые считают, что в Христа Бог вселился позже Его рождения, то есть Он не сразу родился Богочеловеком. Все зависит от того, что ты вкладываешь в то или иное понятие. Есть такие понятия глобальные: любовь, мудрость, истина, Бог, добро… Представители разных религий их по-своему определяют.
Послушник Александр:
– Давайте, отец Макарий, мы все же вернемся к природе. Когда мы смотрим на природную красоту, на ее великолепие, существует опасность впасть в идолопоклонство, когда мы можем обожествлять природу. Как избежать идолопоклонства?
Иеромонах Макарий:
– С помощью христианского учения. Не надо обожествлять природу, животных. Есть, например, такие люди, которые говорят: «У меня такая кошка… Она все понимает. Я животных люблю больше, чем людей». Хочется спросить: «Почему она понимает?» Это же безумие.
Не надо придавать им человеческие качества. Природа – это же просто творение Божие. Что такое обожествление предметов природы (например, деревьев)? Идея обожествления природы наличествовала во всех древних языческих культах. Это не христианство.
Подготовил Александр Ассельборн