Культура и искусство


23.05.2003

Отражения Божиего мира

Вернисаж у входа в обитель. 2003 год, фоторепортаж иеродиакона ИоаннаМаленькая девочка с большим голубым бантом в русых волосах озорно подбежала к ярким картинам и невольно остановилась — перед ней, как на ладони, предстал монастырь во всем великолепии своих белокаменных храмов. «Что, нравится? Вот он какой, посмотри, — проговорила тихо подошедшая к ней мать, указывая на врата святой обители и повязывая на головку девочки платочек. — Давай, войдем…»

Вот уже более пяти лет, как художественная галерея (иначе ее и не назовешь) стала своеобразной визитной карточкой Раифского Богородицкого мужского монастыря. Восемь живописцев по благословению наместника монастыря архимандрита Всеволода практически каждую неделю устраивают здесь новую выставку своих работ. «Раифским» художникам повезло: с их творчеством знакомятся тысячи людей — все, кто посещает святую обитель.

У них есть возможность передать людям свое мироощущение, свое особое отношение к жизни. Конечно, большое место в их творчестве отводится безграничной красоте и великолепию монастырских храмов и строений, уникальности векового заповедного леса. «Здесь во всем чувствуется умиротворенность, царит спокойствие, присутствует особый дух творчества, здесь мы познаем… самих себя», — так говорят о своем пребывании близ монастыря сами художники.

Михаил Нефедов Михаил Нефедов — художник-живописец. Окончил Казанское художественное училище, затем Алма-атинский художественный институт. Участник республиканских, российских и международных выставок. Член Союза художников России, член Международной ассоциации художников. Курирует студентов московской Академии живописи.

— Большую часть своего творчества я посвятил теме православия. Я ведь родился в Седмиозерной пустыни (в советское время, когда монастырь был закрыт), поэтому всегда мечтал вернуться на свою малую родину. По промыслу Божиему оказался в Раифе. Разве это не чудо? Господь милостлив: сейчас, имея возможность писать в этом красивейшем уголке России и испытывая благодать, которая здесь присутствует, я могу выразить всю глубину своих чувств в картинах. Эта благодать сопуствует моему творческому настрою — в ближайшем будущем состоится выставка моих работ в залах Международной ассоциальной художников, есть предложение выставиться в Дании...

Евгений МироновЕвгений Миронов — художник-акварелист. Окончил художественно-графический факультет Чебоксарского пединститута. Участник республиканских, всесоюзных выставок. Имел три персональные выставки. Руководит изостудией при ДК им. Горького в Зеленодольске. Член Союза художников Татарстана.

— Еще до момента восстановления монастыря мы (группа зеленодольских художников изостудии «Чишмэ-родник») приезжали сюда на этюды — здесь очень красивые живописные места. До начала 90-х мы довольно часто выставлялись и в Казани, и в Зеленодольске. Но перестройка сделала свое дело, — людям стало не до выставок и красоты. Лишь бы выжить… Единственное, что осталось — это вера, вера в Господа, и народ потянулся к святым местам.

Сегодня в монастырь приезжают огромное количество паломников, тысячи людей… И не только из республики и России, немало здесь иностранцев. Мы не только продаем, но и дарим свои работы. Недавно, например, приезжал представитель Ватикана, и ему была передана одна из акварелей… Несколько лет назад мои осенние и весенние пейзажи с видом Раифского монастыря были преподнесены княгине Романовой. У Президента Татарстана уже пять моих картин, у владыки Анастасия несколько, работы художников нашей галерее подарены Казанской духовной семинарии…

 

Туктар МухаммадеевТуктар Мухаммадеев — художник, работающий в технике масляной живописи. Стал считать себя художником, занимаясь после окончания художественной школы в изостудии при ДК им. Горького (в то время ею руководил Амир Загиров). Окончил художественно-графический факультет Чебоксарского пединститута. Участник многих республиканских выставок.

— Здесь, в Раифе, есть возможность быть ближе к нашим почитателям. Бывает, что после покупки картины, приезжая в очередной раз в монастырь, некоторые подходят вновь к нам и благодарят, говорят, что в доме будто бы чище и светлее стало, и общее настроение изменилось. И связывают все с твоими работами — от этого у самого светлее на душе становится. Для этого, собственно, и работает художник… И еще. Ты непосредственно сам видишь людей, у которых будут находиться твои работы, а это тоже немаловажно.

Я заметил, что процентов 90 из тех, кто приезжает в монастырь, впервые «вживую» видят работы художников. Вероятно, люди редко посещают музеи и выставки. И здесь они открывают для себя не только монастырь, но и живопись…

Спасибо отцу Всеволоду, который в свое время просто решил помочь нам, зная, как живут художники, разрешив выставляться. Чем мы можем отблагодарить за это? Только подарить монастырю свои работы…

Я хотя и татарин по национальности, мусульманин, но с большим уважением отношусь к православной религии. Я довольно часто захожу в храм, просто постою — и уже от этого хорошо. За годы, проведенные в Раифе, я стал, как мне кажется, чище душой… Это происходит невольно, как-то само собой. Только когда начинаешь вспоминать себя, анализировать, то приходишь к выводу, что именно благодаря тому, что ты находишься здесь, меняешься сам… И в лучшую сторону.

Александр КуньковАлександр Куньков — художник-любитель (прикладное искусство). «Соломкой» увлекся более 25 лет назад, познакомившись с этой техникой исполнения на выставке флористики в Москве. Участник республиканских выставок. Руководил самодеятельными кружками народного творчества в Зеленодольске.

— На моих картинах из соломки — в основном старинные памятники архитектуры, древнее зодчество. В Раифе же прекрасный ансамбль церквей. Работая здесь, понимаешь, что делаешь все не только для себя, а несешь радость другим. Каждый раз, изображая, казалось бы, один и тот же храм, видишь, что работы получаются совершенно разными, по-иному «звучат». Каждый раз — в разных оттенках, в другой тональности.

Мы (моя жена и дочь тоже увлечены этим искусством) всегда обновляем свои работы, впрочем, как и все здешние художники, — картины не пылятся в мастерских, а всегда на виду и, как правило, востребованы. Здешняя атмосфера, общение с монахами, священнослужителями укрепляет наш дух и очищает душу. Отсюда желание вновь и вновь показывать незабываемую вековую красоту здешних мест.

Миниатюра Сергея Квашнина, художника-любителя. Работает в стиле декоративной живописи (акварель, гуашь). Участник городских выставок Зеленодольска....Колокольный звон сообщил об окончании службы. Уже знакомая девочка с матерью вышли из обители и направились к выставленным художественным полотнам. «Мамочка, а можно мы возьмем вот эту маленькую живую открыточку?» — спрашивает девочка, показывая на небольшую миниатюрку с видом святой обители. Разве можно отказать такой про-сьбе? Так, через любовь, выраженную в работах «раифских» художников, они оставили у себя частичку открытого сердца Раифского Богородицкого монастыря.

 

«Святые врата обители», холст, масло. Художник М.Нефедов

«Храм в селе Гари», соломка. А.Куньков

Работа Ольги Мироновой, художника, работающего в технике масляной живописи в стиле декоративного натюрморта. Закончила Казанское художественное училище, участница республиканских выставок. Работа Романа Миронова,  студента III курса Казанского художественного училища отделения «Дизайн, компьютерная графика». Работа Георгия Шанского,  художника-любителя. Работает в технике масляной живописи. Имел персональную выставку в Зеленодольске, участник городских выставок.