Культура и искусство


08.08.2004

Яркая личность

Алексей Степанович ХомяковОн не из пушкинской плеяды,
но из пушкинской эпохи,
из той же дворянской культуры
русского «золотого века».
Что это подразумевает?
Родовитость, образованность,
отвагу, свободу.

 

 

 

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860гг.)

Алексей Степанович Хомяков вошел в историю русской мысли как один из самых ярких и самобытных ее представителей. Ярким был и талант Хомякова-поэта, оцененный Пушкиным как дар «неоспоримый», «истинный».

А.С. Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве, в семье богатого дворянина. Первой наставницей Алексея была его мать. Именно от нее он перенял строгие нравственные правила и уважение к национальным традициям. В московском пожаре 1812 года сгорел дом Хомяковых. Вид родного пепелища и примеры кощунственного разорения Москвы Наполеоном глубоко потрясли душу и воображение будущего поэта и философа. В 1817 году Хомяков поступает учиться в Московский университет, в котором успешно защищает диссертацию на степень кандидата математических наук. В те же годы Хомяков страстно увлечен литературой и историей допетровской Руси.

Благодатна была для него дружба с Дм. Веневитиновым, в будущем замечательным поэтом и главой «Общества любомудрия». Друзья пишут стихи, соревнуются в переводах Вергилия и Горация. В своих юных стихах Хомяков восторженно воспевает былую вольницу Новгорода, пишет поэму «Вадим» — о вожде новгородцев, о его противостоянии норманнскому князю Рюрику.

Не умея быть равнодушным к судьбе угнетенного народа, Хомяков в семнадцать лет, тайно от домашних, совершает попытку (правда, неудавшуюся) уехать в Грецию, чтобы присоединиться к повстанцам против османского ига. В 1822 году Алексей поступает на военную службу в Петербург. В гвардейском полку Хомяков продолжает писать свободолюбивые стихи, печатается в журнале «Полярная звезда», становится завсегдатаем собраний у Кондратия Рылеева. Современники вспоминают многочасовые разговоры-споры Хомякова с Рылеевым и А.И. Одоевским. Их объединяло горячее возмущение рабским положением русского народа, недавнего победителя в войне с Наполеоном. Но Хомяков решительно выступает против идеи военного переворота, предвидя западный сценарий вступления общества в буржуазную формацию, мораль и порядки которой противоречили русскому национальному сознанию. Весть о восстании 14 декабря застает Хомякова за границей, в Париже...

В 1828-1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне и по возвращении уходит в отставку, целиком посвящая себя общественно-литературной деятельности. В конце 1830-х начале 1840гг. в России образуется два идейных лагеря — западники и славянофилы. Западники: Герцен, Белинский, Грановский, Тургенев ратовали за путь буржуазного развития России. Славянофилы же, во главе с Хомяковым, доказывали, что Россия, по уникальности своей истории, в которой живы корни допетровской Руси, должна развиваться на основе своих общественных норм. Принципами развития неизменно являются: монархия, православие, народность. Ссылка на «народность» крайне раздражало правительство Николая I. В отношении славянофилов были введены репрессии: запрещалось господам носить окладистые бороды, одеваться «под кучера»... Но любовь Хомякова к Родине не была слепой. В запрещенном цензурой стихотворении «России» поэт с великой болью говорит о ней:

...а на тебя, увы! так много
Грехов ужасных налегло!
В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна!

И все же Хомяков истово верил, что народная община сможет преодолеть «черную неправду», в которую ввергли страну правители. Будущее России рисовалось ему в виде корабля, мчащегося через волны, с поднятым флагом, на котором будет виден «правды суд и мир любви».

А.С.Хомяков умер в 1860 году в разгар подготовки отмены в России крепостного права. Было ему только 55 лет. Символично, что на смерть Хомякова с глубоким сочувствием откликнулся западник А.И.Герцен, напечатав некролог в своем лондонском журнале «Колокол». Обращаясь к памяти Хомякова, он высоко оценил дарования и «благородную жизнь мыслителя, проведенную вдали от всего официального и служебного».

Генриетта Валеева