Культура и искусство


11.09.2004

Песни под гитару иеромонаха Романа, или «О Христе из подворотни»

 

СПРАВКА.

Иеромонах Роман
(Александр Матюшин) учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи. Автор духовных стихов и песен. Кассеты с записями его песен продаются в церквах по всей России.

Сейчас живет в скиту, общается с внешним миром только посредством записок.

Во-первых, надо ли иеромонаху выступать с песнями под гитару, даже взяв на это благословение церковной власти? Я не ханжа и не злобный консерватор, я, скорее, для Церкви человек «раскрепощенный». Но даже при отсутствии комплексов перед моими глазами встает необычный образ некоего «попа-менестреля».

Многие священнослужители писали стихи, в том числе и Святитель Игнатий, писали по зову души, имея талант, но очень аккуратно, стараясь лишь вскользь затрагивать Бога, а лучше не делать этого вообще. Писали лишь для себя, сами относились к этому с сомнением, никогда не выставляли свой дар на всеобщее обозрение (только для очень узкого круга самых близких). Опубликованы эти творения были только после их смерти благодарными потомками.

Не знаю, согласился бы или нет Святитель Игнатий печататься большими тиражами, а уж тем более не могу представить себе его поющим романсы на свои стихи под гитару или в сопровождении симфонического оркестра.

Возникает вопрос: «Зачем иеромонаху слава трубадура?». Более того, все, что написано о Боге, уже написано в Библии или людьми святыми, богодухновенными. Есть замечательный библейский пример — «Псалтирь» — творчество Царя Давида, который канонизирован Церковью. Но и псалмы, если глубоко разобраться, не столько повествуют нам о Господе, сколько дают нам наставления о благочестивой жизни, о молитве, о покаянии, о любви к ближнему и Самому Создателю. И написаны они по божественному откровению. Это вершина богословского и стихотворного творчества.

Что же касается иеромонаха Романа, то, с точки зрения поэзии, — это графомания в чистом виде, на самом низком дворовом уровне. В лучшем случае, это плохо зарифмованный катехизис. А знания о Боге я буду лучше черпать из Библии или из Предания, святоотеческого учения, которые уж никак не похожи на бульварные песенки. И в чем я совсем не нуждаюсь, так это в поглощении плодов его личного суемудрия по поводу «моления..., покаяния..., молчания...», перечислении предметов быта в его келье, подробном описании их и их расположения.

К сожалению, эта подмена охватила многие слои верующих и даже многих священнослужителей, стала популярна во многих монастырях и приходах. Особенно к их популяризации приложила руку всем известная Жанна Бичевская, выдавая это за церковную музыку. Эти простонародные песенки вызывают у многих слезливую чувственность и разжигание страстей, что тоже не ведет к настоящей молитве.

Есть, например, песня, где поется про «хорошую девочку Тоню», которая «на улице нашей жила». Но если девочка Тоня хорошая, то это не значит, что и песенка про нее хорошая. Даже если мы пишем о чем-нибудь светлом, то не у всех хватит таланта в своем творчестве сохранить свет.

Безусловно, нельзя назвать это творчество чем-то крайне негативным. Но это, безусловно, «удар по эстетике» как поэтической, так и композиторско-исполнительской и церковной. Вред в том, что это творчество воспринимается как подмена проповеди, а уж когда в православной и светской прессе появляются статьи, в которых госпожа Бичевская обретает сан «апостола наших дней», и здесь попахивает бесовской прелестью.

И главное, песни иеромонаха Романа не являются зарифмованным и переложенным на музыку догматическим учением.

Так что думайте сами, дорогие братья и сестры.