Культура и искусство
И несут они послушание...
Разными путями приходят люди в монастырь. Кого-то гонит из мира житейское горе, кого неустроенность, других привлекает к иноческой жизни божественная благодать. На протяжении всей новой истории Раифского монастыря через его врата прошло большое количество людей. Некоторые захотели остаться здесь навсегда...
«Познакомился я сначала с одним из послушников у нас в Йошкар-Оле, он мне рассказал про Раифский монастырь. Мы с ребятами, я и двое моих друзей, решили наведаться сюда, посмотреть своими глазами. В то время еще монастыри были редкостью. Я только Троице-Сергиевскую лавру знал»
До появления в Раифе ВЛАДИМИР САВЕЛЬЕВ работал в Йошкар-Оле, где создал различные скульптурные композиции, в числе которых: «Тишина», «Муза архитектуры», несколько памятников погибшим воинам и другие. Среди его творческих работ — медали, памятные подарки по заказу Республики Марий Эл для В.Терешковой, Ю.Гагарина, Л.И. Брежнева.
Встреча Владимира Савельева с монастырской жизнью поразила воображение художника неведомой дотоле красотой тихой отшельнической жизни. Он вовлекся в братский труд по возрождению монастыря и открыл для себя целый мир, незнакомый ранее.
«Я стал заниматься церковным искусством случайно. Просто в годы перестройки заказов не было и мы пришли сюда, скорее, из-за поисков работы. Потом, когда уже прижился здесь, я понял, какой непочатый край тем и разработок открылся передо мной. У православного искусства древние традиции, берущие свое начало в Греции и Византии. И у нас в России тоже уже 1000 с лишним лет развивается эта тема. Я в своем творчестве хочу коснуться ее по мере сил».
На протяжении 10 лет Владимир несет послушание в Раифском монастыре. Его талантом и трудами украшена территория обители. При въезде в монастырь, у развилки дорог встречает гостей и богомольцев скульптура Божией Матери с младенцем Иисусом Христом. На стене колокольни, при входе в обитель, созданный Владимиром рельеф Грузинской иконы Божией Матери благословляет всех, входящих в монастырь. Каждый, кто покидает монастырь, бросает прощальный взгляд на рельеф Спаса Нерукотворного над вратами. У Детского корпуса стоит небольшая скульптура Елизаветы Федоровны, Великой княгини — первой патронессы детей. На погосте, монастырском кладбище, у креста среди деревьев легкая как мотылек, «парит» фигурка Ангела. Около «Бистро» Владимир Савельев установил скульптуру «Мария в детстве».
«Скульптура — это не суетное искусство, хотя сейчас и делают памятники пиву и прочим там странностям, но я считаю, что все это временное и пройдет. А вот идеалы, такие как вера, надежда, любовь — это вечные символы, здесь раздолье для скульптуры. Только работай»
Есть среди творческих работ Владимира Савельева особенные, которые он, вместе с другими мастерами, строит не из камня, а из льда. Уже прошел праздник Крещения, а на Раифском озере до сих пор стоят прозрачные, истонченные ветром и солнечным светом скульптуры.
На протяжении шести лет, каждую зиму Владимир со своими друзьями, скульпторами и художниками из Йошкар-Олы —
Владимиром КАРПЕЕВЫМ,
Евгением ГРИГОРЬЕВЫМ, Александром КАШКОВЫМ,
Анатолием ВИНОКУРОВЫМ
создают ледяной чудо-городок. В этом им помогает бригада трудников монастыря.
«Начиналось все с ледяного креста, когда в первый раз архимандрит Всеволод попросил нас обустроить территорию вокруг Крещенской купели — Иордани. Потом к кресту мы стали добавлять другие фигуры изо льда. То, что считали интересным — использовали на следующий год, неудачные фигуры отсеивали. Сейчас разворачиваемся на детскую площадку, собираемся создать целый комплекс архитектурно-скульптурных сооружений, с детским городком, чтобы было поживее, повеселее, чтобы больше людей привлечь. Для нас стало обязательной программой строить ледяные городки перед каждым Крещением...»
Принцип обработки льда напоминает работу с камнем. Крупные куски вырезаются бензопилой, затем идет отделка стамесками. Только материал податливый, хрупкий. Работать — одно удовольствие. Да и природа помогает довести работу до совершенства. На солнце со временем фигуры подтаивают, формы сглаживаются, поверхность становится глянцево-гладкой. Иногда художники делают эскизы, но чаще всего идет импровизация. Для льда трудно предусмотреть конечный вариант: погода постоянно меняется: то оттепель, то морозы. Поэтому чаще всего чудо-городок доделывают в последний момент...
По краям Крещенской купели стоят ледяные свечи с каплями, напоминающими потеки воска. Такие необычные ледяные фигуры делает друг Владимира — Александр Кашков. Именно с ним впервые пришел Владимир в обитель. Тогда профессиональных скульпторов несколько шокировал вопрос наместника Всеволода: «А вы за деньги хотите работать или нет?» Друзья удивились, но виду не подали. Они решили попробовать потрудиться не за деньги. И неожиданно ...понравилось. Настолько, что они на время оставили мир, ради послушания в Раифском монастыре.
Как символ уходящего времени тают свечи на Раифском озере. Текут по гладким поверхностям уже не стилизованные потеки воска, а реальные капли тающего льда, напоминая слезы.
В настоящее время Владимир Савельев работает над медалями к 1000- летию Казани. На них будут изображены памятники архитектуры, в том числе и монастыри: Раифский, Свияжский... Владимир любит работать в медальной пластике. Еще к олимпиаде 1980 года он сделал первую свою серию, посвященную памятникам архитектуры Золотого кольца: Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль. В настоящее время он решил эту тему продолжить и создать новую серию — памятники архитектуры Поволжья. Начинается работа с Татарстанских памятников. А дальше…
Не каждому суждено стать иноком. Но встреча с монастырем в сердце каждого человека оставляет особенный тонкий след. Тепло и радость, и доброе чувство, что есть на свете Нечто, напоминающее родной дом, куда постоянно хочется вернуться. Снова и снова... И навсегда...
Нонна Покровская