Культура и искусство


07.05.2005

Неизвестный Чайковский

Музыка Петра Ильича Чайковского известна во всем мире. О его творчестве написаны сотни книг. Однако, по вполне понятным причинам, в отечественном музыкознании долгое время умалчивалась причастность композитора к православной церкви и его глубокая вера. Более того, музыкальные сочинения Чайковского, обнаруживавшие прямую связь с церковью, в советские времена издавались под другими названиями: так было с фортепианными пьесами из «Детского альбома», первая из которых — «Утренняя молитва» — была переименована в «Утреннее размышление», а последняя — «В церкви» — превратилась в «Хор».

Ставшее доступным в последние годы обширное эпистолярное наследие П.И. Чайковского, а также изданная недавно книга его брата Модеста Ильича Чайковского, позволяют по-новому увидеть образ гениального композитора, проследить развитие его мировоззрения и духовное становление.

П.И. Чайковский

"Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что Он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?"
П.И. Чайковский

Eще в юношеские годы Петра Ильича занимали мысли о Боге, о жизни и смерти. В дневниках восьмилетнего мальчика чаще всего встречается слово «Бог» — иногда просто, иногда в виньетке. В тетрадях 1848 года сохранились записи самостоятельных сочинений П. Чайковского: «Молитва для Господа на всю Россию», «Вселенная», «Дитя говорит своему Ангелу-Хранителю», «Конец мира, когда Бог призывает людей на землю»...

...Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения, где хором управлял Гавриил Ломакин. В возрасте 14 лет Петр Ильич пел партию альта в трио «Да исправится», но далее интерес к голосу Чайковского у Ломакина пропал — никто не видел в его таланте ничего феноменального. Привитое с детства богопочитание и отроческий опыт в церковном пении, по-видимому, предопределили характер будущих творческих исканий композитора в области духовной музыки.

Мысль о создании собственных музыкальных композиций, предназначенных для православного богослужения, появилась у П.И. Чайковского лишь в конце 70-х годов. К этому у композитора было несколько причин. С одной стороны — желание попробовать свои силы в новой области творчества, «попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки». С другой стороны — стремление художника возродить принцип свободы сочинения духовной музыки, так как во времена Чайковского она находилась в состоянии застоя.

Однако важнейшей причиной обращения композитора к церковной музыке явилась глубокая вера, его религиозные убеждения, особенности восприятия им всего уклада православных богослужений.

«Я совсем иначе отношусь к церкви, чем Вы, — пишет Чайковский к Н.Ф. фон Мекк. — Для меня она сохранила очень много поэтической прелести. Я очень часто бываю у обедни; Литургия Иоанна Златоустого, есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении. Я очень люблю также Всенощное бдение. Отправиться в субботу в какую-нибудь древнюю небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымом ладана, углубляться в себя, искать в себе ответы на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем, пробуждаться от задумчивости, когда хор запоет «От юности моея мнози борют мя страсти», и отдаваться влиянию увлекательной поэзии этого псалма, проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворятся царские врата и раздастся: «Хвалите Господа с небес!» — о, все это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений».

Находясь в Париже в Великий Четверг апреля 1883 года, композитор пишет брату Модесту: «После обеда мне захотелось во что бы то ни стало, если не в самую церковь нашу, то хоть около побыть. Я так люблю эту службу, и чтобы восковую свечу держать, и катышки из воска делать после каждого Евангелия, и сначала несколько нетерпеливо ожидать, чтобы скорее шла служба, а потом сожалеть, что кончилась...!»

А вот письмо Н.Ф. фон Мекк из Рима: «Сегодня здесь Рождество. Утром мы ходили в собор Петра и слышали торжественную Мессу. Что за колоссальное величие этот собор! Народу было очень много, но в сравнении с огромными размерами этого дивного храма толпа казалась все-таки ничтожной, двигающейся кучкой. Во всех бесчисленных приделах служились глухие мессы; священники с Дарами, сопровождаемые небольшой процессией, беспрестанно переходили по разным направлениям; все это полно движения, живописно, красиво. Но я все-таки в тысячу раз больше люблю нашу православную Литургию, где все присутствующие в храме видят и слышат одно и то же, где весь приход предстоит...»

Приступая к сочинению духовной музыки, Петр Ильич стал изучать историю церковного пения, обиход, устав. Он слушал и сравнивал пение в Лавре и других храмах и монастырях Киева...

Перу композитора принадлежат Литургия св. Иоанна Златоуста ор. 41, Всенощное бдение ор. 52, цикл «Девять духовных музыкальных сочинений» (3 Херувимские, Тебе поем, Достойно есть, Отче наш, Блажени яже избрал, Ныне силы небесные, Ангел вопияше), Гимн в честь Кирилла и Мефодия. Однако вопрос о церковности духовных сочинений Чайковского достаточно сложен ввиду отчетливо выраженной лирической природы этой музыки. В то же время несомненное влияние церковной музыки обнаруживают светские сочинения Чайковского, в которых используются мелодии православных богослужебных песнопений...

Жизнь Петра Ильича Чайковского была непрестанным размышлением о Боге, поиском Истины. По мере духовного возрастания композитора изменялись и его убеждения: «... В душу мою все больше и больше проникает свет веры... Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь перед неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему (где Он, кто Он? я не знаю, но я знаю, что Он есть) и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя» — ибо я знаю, что воля Его святая... Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо Бог все Свои творения любит одинаково, но я знаю только, что Бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все Его бесконечные милости».

Сочинение Чайковским церковной музыки не было оценено его современниками. Однако его творческая инициатива была поддержана композиторами последующих десятилетий — А. Гречаниновым, А. Кастальским, П. Чесноковым и другими — для которых его церковная музыка стала образцом.

Ангелина Кузьменко