Культура и искусство


28.02.2006

Иконы в стенах музея

 

Каково отношение церковных служителей к проведению таких выставок? За комментариями мы обратились к игумену ФИЛИППУ, настоятелю Казанского подворья Раифского монастыря.

— Я считаю проведение таких выставок полезным. Это тоже способствует приближению людей к Богу. В советские времена многие иконы оказались в частных коллекциях. Люди сделали тем самым доброе дело.
А вот отдать иконы Церкви или время от времени выставлять в музейных стенах — дело их совести.
 
Скажу только, что все равно икона несет свою благодатную силу, данную ей Господом...
Выставка «Православные праздники в древнерусском искусстве XVI-XIX веков» проходит в эти дни в Государственном музее изобразительных искусств. На выставке представлено более 100 произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, она является продолжением ряда теографических выставок, проводимых в музее за последние 10 лет.

Одна из икон, представленных на выставке. Фото автора

Здесь представлены иконы с изображением Богородицы и Иисуса Христа, как основоположников религиозных праздников, примеры «походных иконостасов», позволяющие представить их значимое место в системе традиционного иконостаса и собственно праздники: Богородичные и Христологические, сгруппированные по одноименным сюжетам и представленные в последовательности, соответствующей церковному году. Представленный ряд ведет свое начало с XIV века, когда наметились основные сюжеты — 12 наиболее чтимых после Пасхи праздников церковного календаря, отмечающих значимые вехи евангельской истории.

— Данная выставка позволяет определить значимость праздников в системе русского иконостаса, здесь представлены иконы Успенского и Троицкого соборов Свияжска, старообрядческих общин поморского согласия, а также представлено и музейное собрание, — рассказывает Яков Ефимович ВАИСФЕЛЬД, начальник отдела древнерусской живописи музея. — Иконы расположены таким образом, что появляется возможность сравнения изображений одноименных сюжетов, которая помогает проследить эволюцию развития иконописания в довольно длительном промежутке времени.

Особое место в экспозиции занимает зал, где представлены иконы, изображающие распятие. Оно занимает особое место среди событий евангельской истории — это кульминация крестного пути Христа. Изображать распятие в христианской живописи стали позже, чем другие события. Только в XV-XVI веке появились первые, очень условные изображения, в которых художники избегали передавать какие-либо реальные черты смерти и перенесенных страданий. Как правило, Христа представляли величаво стоящим на фоне креста, с открытыми глазами, в длинной рубахе и с широко распростертыми руками, весь его облик символизировал победу над смертью. В этом зале можно увидеть наиболее редкие иконы, мало известные человеку, далекому от церкви: омовение ног, положение во гроб, жены-мироносицы, воскресение, сошествие во ад, проскинитрит, по которому можно проследить всю библейскую историю: от создания мира до воскресения Христа; реликварий в виде креста с изображением избранных святых.

Из экскурсии можно узнать об истории возникновения того или иного праздника, познакомиться с традициями написания определенного сюжета, с описанием иконы в сводном иконописном подлиннике. Экспозиция дает возможность окунуться в атмосферу эпохи, прочувствовать незыблемость веры в душе русского человека, ведь значимость иконописных творений определяется степенью проникновения Бога в душу художника.

Ольга Савельева