Культура и искусство


04.09.2006

Анатомия любви

Телеканал «Домашний» показал документальный фильм «Раифа. Анатомия монастырства», снятый московскими кинематографистами. Автором сценария и режиссером ленты стал Вячеслав КОЛЕГАЕВ, известный по популярным в свое время фильмам «Комбаты», «Господняя рыба» и другим. Впрочем, при написании сценария у Колегаева был соавтор, им стал наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит ВСЕВОЛОД.

Про Раифу снимают часто и с удовольствием. Как всякое явление, к которому активно приковано внимание, выработалась уже череда штампов — купола на фоне неба, цветы, колокольня, отражающаяся на рассвете или закате в зеркальных водах озера. Все это, безусловно, красиво, все ласкает взор, но видя лишь только это, внешнее, невозможно понять тот феноменальный духовный рывок, который совершила эта первая возрожденная в Казанской епархии обитель.

Четыре серии по полчаса каждая были лишены «событий», но, тем не менее, зрительское внимание не ослабевало. Перед нами первая попытка осмысления монашества как социального явления и как нравственного феномена. Раифа взята как пример, но пример для многих хорошо известный и любимый.

Колегаев счастливо ушел от любования «видами», от некой презентационности, которой грешат многие фильмы о церкви. В свое время в этой презентационности не было ничего плохого, возрождающееся последние два десятка лет православие действительно очень красиво, и привлечь внимание людей нецерковных к вере вполне допустимо через внешнюю красоту, ошибки в этом нет. Но времена наступают другие, одного внешнего уже мало, хочется вникнуть, понять, что же там, в глубине, за церковной оградой и монастырскими воротами. В этом смысле «Раифа. Анатомия монастырства» — фильм аналитический.

…Красный песок, кажется, излучал жар. Каменные ступени вели вверх, мужская фигура в черном облачении поднималась по ним — человек шел медленно и трудно. Этот эпизод повторяется в фильме из серии в серию. Монах-отшельник идет по лестнице к вершинам веры, каждая новая ступень — новая нравственная победа. Именно о ней писал Иоанн Лествичник в своем труде. Съемочная группа фильма тщательно изучила историю православия, в частности, историю монашества. Съемки велись не только в Раифе, но и на Синайском полуострове, в местечке Раифа, давшем название монастырю в Казанской епархии. В свое время на Синае погибло великое множество монахов-отшельников, убитых язычниками, но не предавших веру в Христа. Та, древняя Раифа, погибшая, словно протягивала руку Раифе новой, возрожденной под Казанью.

Два года велись съемки фильма, камера бесстрастно фиксировала монастырский быт, череду богослужений. Но самое интересное в этой летописи — людские судьбы. Вячеслав Колегаев прослеживает, как люди, пришедшие в монастырь, проходят все этапы — трудника, послушника и, наконец, становятся монахами. «Я хотел рассказать современному человеку, что монастырь — не замкнутая структура, а монахи — открыты к общению… Любой человек, независимо от национальности и отношения к религии, может получить здесь духовную поддержку, добрый совет, помощь…», — говорит автор сценария и режиссер-постановщик.

Раифа действительно открыта для всех. Наместник монастыря считает, что пусть невоцерковленные люди приезжают сюда просто погулять по берегу озера, набрать воды или прокатить ребенка с ледяной горки в Крещение. Рано или поздно эти еще не паломники, но уже не экскурсанты заглянут в раифские храмы — один раз, другой, третий… А там постепенно и воцерковлятся. Вера не должна быть по принуждению, к ней приходят добровольно, потому и ноша не кажется тяжелой. Сам архимандрит Всеволод — ярчайший пример той прекрасной ясности, которую дарует человеку истинная вера, подлинная, непоказная религиозность. Он смотрит на мир по-детски чисто и ясно, хотя можно понять, что жизнь наместника, который отвечает за десятки человеческих судеб монастырской братии и воспитанников обители, не так уж проста и легка. Но «Бог помогает тому, кто сам себе помогает». В Раифе себе и другим помогают конкретными делами и христианской любовью, составной частью которой являются и понимание, и прощение.

Трудно быть монахом или нет — фильм ответа не дает, да и не стремится к этому. Дело в другом — в том, что рядом с нами существует мир, который, возможно, трудно понять рассудком, но легко принять сердцем, ведь в этом мире живут люди, которые молятся за нас.

Есть в фильме «Раифа. Анатомия монастырства» замечательный эпизод: в абсолютно темном храме одна за одной зажигаются свечи — вот один образ высветился, вот другой. И постепенно свет заливает всю церковь, отражаясь в позолоте. Так и человеческая душа, если имеет любовь к Богу и ближнему, постепенно высветляется, становясь от веры светлой и чистой.

Татьяна МАМАЕВА,
«Время и деньги»