Культура и искусство
Пустынь старинная, Богом хранимая!
Раифа! Стремительно близится к концу четвертое столетие с того дня, когда иноки во главе с Филаретом с лесной глуши стали нести Свет Христов полудиким племенам лесных язычников.
Удаляясь от суеты мира, от политических смут и соблазнов света, они, те первые насельники, — всем своим образом жизни, посылаемыми им трудностями и испытаниями, которые они выдерживали и преодолевали, они возвещали любопытным черемисам: есть в этом заблудшем мире самый короткий путь к спасению — это путь непрестанной молитвы и отрешения от мира.
Не раз силы людской злобы, зависти, сатанинские козни выдерживала на себе святая обитель. Уже в первые десятилетия ее существования она не раз подвергалась нападению язычников. Пытались грабить ее и волжские ушкуйники XVII века. Разбитый под Казанью Емельян Пугачев также хотел выместить на обитателях монастыря горечь своего поражения. Лишь мужество насельников, непрестанные молитвы да несколько пушек по стенам отвратили злодея от задуманного.
В самом конце XIX века, в 1899 году в «Известиях по казанской епархии», издаваемых Казанской духовной академией, было напечатано трогательное, ниже публикуемое стихотворение — поэма, автором которого был безызвестный послушник монастыря.
Перед нами встает картина с натуры одного обычного дня обители, пересказанная простым слогом стихотворной форме. Кажется… это сегодняшний день обители. Как будто и не было столетия грозных бурь, гонений за веру, массовых казней и репрессий за нежелание отречься от Христа, как будто не было мерзости запустения, сатанинского шабаша над поруганной обителью и глумлений над раифскими Святынями. Как будто чудотворный образ Божией Матери Грузинской никогда не покидал своего храма. И мнится, а не сон ли это был? Увы! Не сон… «Кумир поверженный — все Бог!» — писал когда-то М.Ю.Лермонтов. Замученная, истекающая кровью Раифа и в годы красного лихолетья была и оставалась в сердцах людей тем полюсом, где когда-то среди мрака просиял Свет Христов. Отблески этого света хранил в сердцах своих православный люд. Обновленная, выжившая Раифа вновь чарует своей священной духовной красотой сердца и души людей.
Георгий Мюллер, историк