Культура и искусство


28.02.2010

Милость Твоя, Господи...

«Если художественная проза — вымысел, то есть ложь, а отец лжи нам известен, то не следует ли считать еe диавольским порождением?» — такой вопрос нередко задают верующие. Главный редактор «Раифского Вестника» Ольга Крестинина попросила иеромонаха Владимира ответить на него.

— Такой вопрос не мог появиться в первые века христианства, когда художественная проза не влияла на православных, как сегодня. И в целом литература развивалась и захватывала общество по мере его отступления от Христа.

Но — после явления Бога-Слова в мире — куда бы ни пошёл человек, милосердная Божия и поддерживает идущего сзади и с боков, и забегает вперёд, как прекрасно толкует митрополит Вениамин (Федченков) прокимен на вечерне во вторник: «Милость Твоя, Господи, поженЕт мя вся дни живота моего».

Уходящих от Церкви Бог настигает в мирских книгах, Своею благодатью напоминая о Себе — отчасти и в удобоваримом виде. Ибо, по слову апостола Павла, младенцам в вере подобает вкушать молоко, а не твёрдую пищу. Мы, младенцы, не способны питаться Священным Писанием и творениями святых Отцов, и Бог снисходит к нашей немощи.

Поэтому не случайно более напитаны Христовым духом писатели в народах, отошедших от православия. И у русских нет в таком количестве писателей, подобных Генри Р. Хаггарду, Жоржу Сименону, Клайву С. Льюису, Дж. Р. Р. Толкиену, О’Генри (о немецких читайте у Юрия Архипова в прошлогодней «Литературной газете» — O.K.).Там, где господствует православие, благодать подаётся напрямую, через Церковь. Попытка обойти Церковь путём вымысла обычно остаётся бесплодной. Лучшим примером является Лев Толстой, товарищ Ленин справедливо назвал его «глыбой», «матёрым человечищем», и тем более поразительно то, что огромная мощь ушла «на такую фигню», по меткому выражению лидера группы «Аквариум» Б. Г. в прошлогоднем интервью «Аргументам и фактам».

Там, где живёт православие, Бог наиболее содействует невыдуманным повествованиям: блаженный Августин, протоиерей Сергий Четвериков, Иван Шмелёв, Борис Зайцев, Борис Шергин, Василий Никифоров-Волгин, Пётр Мамонов и многие ещё подтверждают сие.

 — Получается, что литература — явление в значительной мере духовное. Но ведь мы знаем, что духовность бывает как положительная, так и отрицательная. Иоанн Богослов прямо предупреждает: «Не всякому духу верьте»…

— Об этом знают многие, глубоко ведающие литературное творчество. Екатерина Гениева гениально сказала о Киплинге, что он ничего не писал от себя, но чутко прислушивался к тому, что шепчет демон.

Известно, что точно так же описывали свой процесс творчества Станислав Лем и другие, ещё здравствующие. Мне лично особенно интересен Лем, когда он даёт слово бесам и они говорят правду о себе — свою правду. Сам процесс требует тех же условий, в которых нуждаются экстрасенсы и вообще все оккультисты. И главное требование успеха: без остатка отдаться в чужую волю.

В этом есть нечто от нашего: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим!» Происходит подмена. О ней предостерегает Игнатий Брянчанинов: как апостол Павел «для всех сделался всем», так и диавол желает во всяком деле заменить Бога. Вот почему в третьей утренней молитве мы просим избавить нас «от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения».

«По плодам их узнаете их». Говорящий от Бога сообщает мир, тихую радость, светлую печаль. Говорящий не от Бога вносит в нашу душу неспокойный, немирный дух, чрезмерное возбуждение чувств. Посему современные подвижники избегают чтения художественных книг: они дорого ценят внутренний мир. Они имеют твёрдую пищу.

И если мы не можем последовать за ними на те высоты, где, по словам А. де Сент-Экзюпери, «всегда царит одиночество», попробуем хотя бы избегать отравленной пищи. Для сего достаточно, как пишет апостол, опыта — навыка чувств в различении добра и зла.

Читайте также: