Культура и искусство
Пламенное сердце.
Красною нитью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов...
9 октября исполнилось
110 лет со дня рождения
великой русской поэтессы
Марины Цветаевой.
Она не дожила несколько месяцев до 50-летия, пережив тяжелый период российской истории. Время двух мировых войн, двух российских революций, гражданской войны в России, установления тоталитарной Советской власти, сталинских репрессий.
Марина Цветаева родилась в семье знаменитого русского ученого-искусствоведа Ивана Цветаева, основавшего в Москве Музей изящных искусств имени императора Александра III (ныне — Государственный изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Получила хорошее образование, в том числе в Германии и Швейцарии, подавала большие надежды как пианистка. Литературный талант Цветаевой проявился рано. Ее стихи, помеченные 1908-1910 годами, уже поражают зрелостью. На них печать яркой индивидуальности и всесокрушающей искренности. Цветаева в отличие от многих начинающих поэтов любых времен и народов избежала подражательства «великим». Творчество Цветаевой опровергает представления о «женской поэзии», отношение к которой было всегда снисходительным.
Цветаева не приняла ни Февральскую буржуазную, ни Октябрьскую социалистическую революцию, написав в одном из стихотворений тех лет: «Свобода — гулящая девка на шалой солдатской груди...»
В 1911 году поэтесса встретила свою судьбу — молодого журналиста Сергея Эфрона, и на следующий год вышла за него замуж. Именно из-за Эфрона Цветаевой пришлось дважды круто изменить свою жизнь — первый раз, когда в 1922 году покинула Россию, чтобы воссоединиться с мужем в Праге. Эфрон — офицер Добровольческой Белой армии, сражавшейся против Советской власти. Эмигранткой и врагом этой власти становится и Цветаева. Второй раз — когда в 1939 году возвращается в СССР вслед за мужем, которому, чтобы получить разрешение вернуться на родину, пришлось еще во Франции, где Цветаева и Эфрон с детьми жили последние годы эмиграции, вступить в сотрудничество с НКВД.
Возвращение превратилось в трагедию. В СССР — разгар сталинских репрессий, сестра Цветаевой отбывает срок в лагере. Мужа Цветаевой и 18-летнюю дочь Ариадну вскоре арестовали по подозрению в шпионаже. Цветаева, в отличие от советских писателей, не была обласкана властью, жила в нищете, зарабатывала на жизнь себе и сыну литературным поденным трудом — стихотворными переводами. В августе 1941 года она покончила жизнь самоубийством в провинциальной Елабуге, где была в эвакуации. Сергей Эфрон погиб в застенках НКВД. Их дочь Ариадна осталась жива, но большую часть жизни провела в сталинских лагерях и скончалась в 1979 году.
Творчество Цветаевой вернулось к читателям только после 1965 года. Оно до сих пор еще очень мало исследовано. Но в наши дни все больше публикуются стихи Цветаевой, ее проза, ее пьесы.
Имя Марины Цветаевой для россиян ныне сравнимо с именами Лермонтова или Саврасова, — с той разницей, что лишь в последние 10 лет стало возможно читать без купюр ее поэтическое наследие. Цветаева боролась за звание «поэт», презирая слово «поэтесса». В русской литературе ХХ века ее имя по праву стоит в одном ряду с такими гигантами, как Мандельштам, Платонов, Набоков и нобелевские лауреаты Пастернак и Бродский. По стезе «трагедийного сознания» Цветаева «прошла дальше всех в русской и, похоже, в мировой литературе», был убежден Бродский. Редкий талант, щедрая душа, пламенное сердце поэта были загублены эпохой, не щадившей русской интеллигенции.
Несколько лет назад в Москве усилиями энтузиастов и поклонников творчества Цветаевой был создан ее музей. Он отметил 60-ю годовщину со дня гибели Марины Цветаевой. После церковного поминовения в музее Цветаевой с программой русского духовного пения выступил ансамбль «Благовест».
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, но прекрасный брат.По церковке — все сорок сороков
И реющих над ними голубков;И Спасские — с цветами — ворота,
Где шапка православного снята;Часовню звездную — приют от зол —
Где вытертый — от поцелуев — пол...