Культура и искусство
"Славься, славься ты, Русь моя!"
Михаил Иванович Глинка родился 1 июня ( 20 мая — ст. ст.) 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии, в имении своего отца Ивана Николаевича Глинки, дворянина и капитана в отставке.
По рассказам матери Евгении Александровны, после первого крика новорожденного раздался под окном спальни звонкий голос соловья. Похоже, это был знак свыше: в России, в смоленской глубинке родился музыкальный гений. Очень рано у маленького Миши проявились музыкальные способности: с четырех лет он «пристрастился» к звону церковного колокола. Жадно вслушиваясь в звуки, он умел передать их на двух медных тазах, подражая звонарям…
...Он учится у крепостного играть на скрипке, часами готов водить смычком по струнам, пока не онемеют пальцы. С тем же усердием берет уроки у флейтиста, осваивая игру на флейте-пикколо. Наконец, как равноправный участник, усаживается за пульт дядюшкиного крепостного оркестра. «Музыка — душа моя!», — сказал юный музыкант...
Детство Глинки, прошедшее в дружной и любящей патриархальной семье, можно было бы назвать «золотым», если бы не трагическая память нашествия на смоленщину войск Наполеона. Многодетная семья Глинки вынуждена была выехать из Новоспасского в поисках безопасного пристанища, претерпевая беды и лишения. Немало дворян из рода Глинок встали в суровые дни на защиту Родины: Дмитрий Николаевич Глинка (ельнинский предводитель дворянства) собрал ополчение и денег около миллиона рублей; брат Евгении Александровны — Павел, геройски погиб; поэт Федор Николаевич Глинка сменил перо на оружие; журналист Сергей Николаевич Глинка вступил в ряды московского ополчения... В памяти будущего композитора Михаила Глинки, которому к тому времени исполнилось восемь лет, навсегда остались имена прославившихся офицеров-партизан: Давыдова, Сеславина, Фигнера и, конечно, имя отважного смоленского мужика Семена Силаева, повторившего исторический подвиг знаменитого костромича Ивана Сусанина... В сознании юного Глинки осмысливались и обретали святость слова: «Русь», «Отчизна», «родная земля».
...1836 год. В Большом театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Композитор задумал ее как национальную героико-трагическую оперу. Либретто было написано бароном фон Розеном, а идею подсказал Жуковский. Это была первая русская опера сплошного музыкального развития, без разговорных диалогов. Впервые в опере пели по-русски. Впервые русский крестьянин выступил как героический персонаж.
...Взволнованный Глинка сидел в ложе, стараясь оставаться незамеченным.
Успех был ошеломляющим!
В антракте публика непременно хотела видеть композитора, чтобы выразить чувства самого восторженного признания. Не найдя Глинку, зрители обступили Пушкина, самого прославленного человека в искусстве: «Придется Вам, Александр Сергеевич, вместо Глинки и за Глинку принять наши поздравления от всего сердца...» «С превеликой радостью разделяю торжество рождения истинно русской оперы», — ответил с улыбкой растроганный поэт.
Опера Глинки «Иван Сусанин» до сих пор волнует сердца россиян, а знаменитый хор «Славься» воспринимается как национальный гимн:
Несмотря на то, что композитор прожил недолгую жизнь (всего 53 года), он оставил после себя богатое музыкальное наследие: оперы «Иван Сусанин» (1836), «Руслан и Людмила» (1842), «Вальс-фантазия» (1845), «Арагонская хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1848), «Камаринская» — для симфонического оркестра, и другое.
Умер М.И.Глинка 15 февраля (3 февраля — ст.ст.) в Берлине, перезахоронен родными на кладбище Александро-Невской Лавры.
В России Глинку по праву называют основоположником, отцом русской музыки. Гениальным и бессмертным. Его творческими последователями в русской музыке стали Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рахманинов...
подготовила Генриетта Валеева