
Культура и искусство
Яркая личность


Алексей Степанович Хомяков (1804-1860гг.)
Алексей Степанович Хомяков вошел в историю русской мысли как один из самых ярких и самобытных ее представителей. Ярким был и талант Хомякова-поэта, оцененный Пушкиным как дар «неоспоримый», «истинный».
А.С. Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве, в семье богатого дворянина. Первой наставницей Алексея была его мать. Именно от нее он перенял строгие нравственные правила и уважение к национальным традициям. В московском пожаре 1812 года сгорел дом Хомяковых. Вид родного пепелища и примеры кощунственного разорения Москвы Наполеоном глубоко потрясли душу и воображение будущего поэта и философа. В 1817 году Хомяков поступает учиться в Московский университет, в котором успешно защищает диссертацию на степень кандидата математических наук. В те же годы Хомяков страстно увлечен литературой и историей допетровской Руси.
Благодатна была для него дружба с Дм. Веневитиновым, в будущем замечательным поэтом и главой «Общества любомудрия». Друзья пишут стихи, соревнуются в переводах Вергилия и Горация. В своих юных стихах Хомяков восторженно воспевает былую вольницу Новгорода, пишет поэму «Вадим» — о вожде новгородцев, о его противостоянии норманнскому князю Рюрику.
Не умея быть равнодушным к судьбе угнетенного народа, Хомяков в семнадцать лет, тайно от домашних, совершает попытку (правда, неудавшуюся) уехать в Грецию, чтобы присоединиться к повстанцам против османского ига. В 1822 году Алексей поступает на военную службу в Петербург. В гвардейском полку Хомяков продолжает писать свободолюбивые стихи, печатается в журнале «Полярная звезда», становится завсегдатаем собраний у Кондратия Рылеева. Современники вспоминают многочасовые разговоры-споры Хомякова с Рылеевым и А.И. Одоевским. Их объединяло горячее возмущение рабским положением русского народа, недавнего победителя в войне с Наполеоном. Но Хомяков решительно выступает против идеи военного переворота, предвидя западный сценарий вступления общества в буржуазную формацию, мораль и порядки которой противоречили русскому национальному сознанию. Весть о восстании 14 декабря застает Хомякова за границей, в Париже...
В 1828-1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне и по возвращении уходит в отставку, целиком посвящая себя общественно-литературной деятельности. В конце 1830-х начале 1840гг. в России образуется два идейных лагеря — западники и славянофилы. Западники: Герцен, Белинский, Грановский, Тургенев ратовали за путь буржуазного развития России. Славянофилы же, во главе с Хомяковым, доказывали, что Россия, по уникальности своей истории, в которой живы корни допетровской Руси, должна развиваться на основе своих общественных норм. Принципами развития неизменно являются: монархия, православие, народность. Ссылка на «народность» крайне раздражало правительство Николая I. В отношении славянофилов были введены репрессии: запрещалось господам носить окладистые бороды, одеваться «под кучера»... Но любовь Хомякова к Родине не была слепой. В запрещенном цензурой стихотворении «России» поэт с великой болью говорит о ней:
И все же Хомяков истово верил, что народная община сможет преодолеть «черную неправду», в которую ввергли страну правители. Будущее России рисовалось ему в виде корабля, мчащегося через волны, с поднятым флагом, на котором будет виден «правды суд и мир любви».
А.С.Хомяков умер в 1860 году в разгар подготовки отмены в России крепостного права. Было ему только 55 лет. Символично, что на смерть Хомякова с глубоким сочувствием откликнулся западник А.И.Герцен, напечатав некролог в своем лондонском журнале «Колокол». Обращаясь к памяти Хомякова, он высоко оценил дарования и «благородную жизнь мыслителя, проведенную вдали от всего официального и служебного».
Генриетта Валеева