Культура и искусство
Философия художника
Живописец Михаил Кузьмич Нефедов живет в Раифе почти 10 лет. Впервые он приехал сюда в самый разгар восстановления обители в 1998 году. В то время здесь еще царило страшное наследие советского времени — разрушенные храмы, и запустение в округе. Но, как истинный мастер, Михаил Кузьмич сумел отбросить детали и увидеть главное — прекрасную душу этого места, сверкающую через руины.
И вот уже на протяжении 10 лет Раифа дает ему вдохновение и прекрасные натуры, которые он переносит на свои холсты. Творческие поиски члена Союза художников России Михаила Нефедова во многом связаны с духовными основами христианской религии, историей становления России, включающей и дохристианскую языческую Русь. 12 ноября Михаилу Кузьмичу Нефедову исполнилось 70 лет.
— Первый вопрос нашей беседы в канун Вашего 70-летия я бы хотел задать о том, как помогает Вам вера в жизни и творчестве?
— Хотя я и родился в закрытом после революции православном монастыре — Седмиезерной пустыни, времена были такие, что религия не занимала много места в моей жизни. Были гонения, храмов почти не было, не было никакой духовной литературы. Моя жизнь протекала в ту эпоху, когда, начиная со школы, а позднее и в институте, представление об этом складывались исключительно из догадок и поисков. Так что религиозная составляющая в моей биографии не была самоцелью. Интерес к этой стороне жизни во мне проснулся много позже, когда начали возрождать храмы и духовность.
В советское время, даже сама форма была спорной в искусстве. Содержание формы ведь в единстве, и чтобы создать что-то, надо разобраться, чего ты хочешь. А надо было угождать так называемым ВыставКомам, которые организовывали выставки. Я же просто находился в этом течении, но всегда старался искать что-то новое.
В поисках нового Нефедов много колесил по стране, черпая вдохновение и в окружающей природе, и в творениях рук человеческих. Например, он несколько лет проработал на Байконуре, главном космодроме страны. Ему хотелось увидеть разнообразие мира, встречаться с новыми людьми. В каждом новом месте художник открывал все новые стороны жизни, причем оставался не простым наблюдателем проходящих по его жизни событий, но соучаствовал в них. «Мужчина, — говорит он, — это всегда человек, стремящийся узнать — что там, за горизонтом…»
— Путь к Богу всегда тернист и извилист. Можно ли сказать, что Вы верующий человек и не связано ли то, что Вы сейчас живете в Раифе?
— Конечно, я человек верующий, крещеный в детстве в Седмиозерке и, возможно, что-то совпало в моей жизни необычным образом. Я волей-неволей впитывал в себя эту атмосферу. Впрочем, не мне об этом судить…
Все картины художника пронизаны любовью. Вдохновение для Нефедова — это состояние души, а творчество — выражение этого состояния...
— Чтобы создать картину, необходимо прежде всего поставить перед собой определенную задачу. Ведь что такое даже этюд? Это передача художником увиденного с определенной целью. Как я объясняю своим ученикам, это: содержание, выявление формы, анатомическое построение, внезапность и состояние. А если ты хочешь просто передать увиденное таким, какое оно есть — возьми фотоаппарат и сфотографируй...
Вот такой своей своеобразной формулой создания полотен поделился с нами юбиляр.
«Процесс формирования и поисков продолжается всю жизнь. И сейчас я ищу — ищу не духовное в творчестве, но форму и способы выражения. Чтобы идею подать, надо найти к ней ключ, так же как и в любой другой форме искусства — в литературе, в поэзии, в музыке»…
Мастер часто повторяет — залог успеха в таланте, помноженном на трудолюбие. Дождь ли, мороз — Нефедов отправляется на этюды. В любое время года и в любую погоду его можно увидеть у мольберта: то на берегу озера, то у стен монастыря, то в лесу. Художник как бы спешит передать нам то единственное прекрасное, что не имеет ни ценности временной, ни материальной — красоту человека и Божьего мира.
иеродиакон Иоанн, Ольга Крестинина