Культура и искусство


25.11.2006

Философия художника

Живописец Михаил Кузьмич Нефедов живет в Раифе почти 10 лет. Впервые он приехал сюда в самый разгар восстановления обители в 1998 году. В то время здесь еще царило страшное наследие советского времени — разрушенные храмы, и запустение в округе. Но, как истинный мастер, Михаил Кузьмич сумел отбросить детали и увидеть главное — прекрасную душу этого места, сверкающую через руины.

И вот уже на протяжении 10 лет Раифа дает ему вдохновение и прекрасные натуры, которые он переносит на свои холсты. Творческие поиски члена Союза художников России Михаила Нефедова во многом связаны с духовными основами христианской религии, историей становления России, включающей и дохристианскую языческую Русь. 12 ноября Михаилу Кузьмичу Нефедову исполнилось 70 лет.

12 ноября художникуМихаилу Кузьмичу Нефедову исполнилось 70 лет

— Первый вопрос нашей беседы в канун Вашего 70-летия я бы хотел задать о том, как помогает Вам вера в жизни и творчестве?

— Хотя я и родился в закрытом после революции православном монастыре — Седмиезерной пустыни, времена были такие, что религия не занимала много места в моей жизни. Были гонения, храмов почти не было, не было никакой духовной литературы. Моя жизнь протекала в ту эпоху, когда, начиная со школы, а позднее и в институте, представление об этом складывались исключительно из догадок и поисков. Так что религиозная составляющая в моей биографии не была самоцелью. Интерес к этой стороне жизни во мне проснулся много позже, когда начали возрождать храмы и духовность.

В советское время, даже сама форма была спорной в искусстве. Содержание формы ведь в единстве, и чтобы создать что-то, надо разобраться, чего ты хочешь. А надо было угождать так называемым ВыставКомам, которые организовывали выставки. Я же просто находился в этом течении, но всегда старался искать что-то новое.

В поисках нового Нефедов много колесил по стране, черпая вдохновение и в окружающей природе, и в творениях рук человеческих. Например, он несколько лет проработал на Байконуре, главном космодроме страны. Ему хотелось увидеть разнообразие мира, встречаться с новыми людьми. В каждом новом месте художник открывал все новые стороны жизни, причем оставался не простым наблюдателем проходящих по его жизни событий, но соучаствовал в них. «Мужчина, — говорит он, — это всегда человек, стремящийся узнать — что там, за горизонтом…»

— Путь к Богу всегда тернист и извилист. Можно ли сказать, что Вы верующий человек и не связано ли то, что Вы сейчас живете в Раифе?

— Конечно, я человек верующий, крещеный в детстве в Седмиозерке и, возможно, что-то совпало в моей жизни необычным образом. Я волей-неволей впитывал в себя эту атмосферу. Впрочем, не мне об этом судить…

Все картины художника пронизаны любовью. Вдохновение для Нефедова — это состояние души, а творчество — выражение этого состояния...

Фрагмент картины М. Нефедова «Архимандрит Всеволод». 2000 г.— Чтобы создать картину, необходимо прежде всего поставить перед собой определенную задачу. Ведь что такое даже этюд? Это передача художником увиденного с определенной целью. Как я объясняю своим ученикам, это: содержание, выявление формы, анатомическое построение, внезапность и состояние. А если ты хочешь просто передать увиденное таким, какое оно есть — возьми фотоаппарат и сфотографируй...

Вот такой своей своеобразной формулой создания полотен поделился с нами юбиляр.

«Процесс формирования и поисков продолжается всю жизнь. И сейчас я ищу — ищу не духовное в творчестве, но форму и способы выражения. Чтобы идею подать, надо найти к ней ключ, так же как и в любой другой форме искусства — в литературе, в поэзии, в музыке»…

Мастер часто повторяет — залог успеха в таланте, помноженном на трудолюбие. Дождь ли, мороз — Нефедов отправляется на этюды. В любое время года и в любую погоду его можно увидеть у мольберта: то на берегу озера, то у стен монастыря, то в лесу. Художник как бы спешит передать нам то единственное прекрасное, что не имеет ни ценности временной, ни материальной — красоту человека и Божьего мира.

иеродиакон Иоанн, Ольга Крестинина