Культура и искусство
Тихон Хренников: "Без культуры нет государства… "
В ночь на 14 августа, на праздник Происхождения честных древ Креста Господня, в возрасте 94 лет скончался известный композитор Тихон Николаевич Хренников.
Хренников – автор многих известных песен, оперы «В бурю», балета «Любовью за любовь», музыки к фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Гусарская баллада» и других произведений.
16 августа, согласно последней воле покойного, в его родном городе Ельце (Липецкая область) останки усопшего преданы земле.
Этой встречи мне пришлось ждать долго: неоднократно созванивался с Тихоном Николаевичем, несколько раз договаривался с ним о том, что как только буду в Москве – сразу к нему. Но поездка все время откладывалась.
Он был слаб из-за болезни, но глаза его горели, и хотя говорить ему было тяжело, но тема разговора его сильно волновала.
— Когда священники и прихожане нашего храма узнали, что в Москве я встречусь с вами, Тихон Николаевич, то просили передать вам нижайший поклон и сказать, что Вас помнят, любят и молятся о вас. И я с особым чувством отношусь к вашему творчеству. Оно мне очень близко. Насколько ярки ваши патриотические песни, которые до сих пор волнуют сердца и воодушевляют на боевой и трудовой подвиг. Чего стоит один «Марш артиллеристов»: «Из тысяч грозных батарей / За слезы наших матерей, / За нашу Родину – огонь! огонь!»...
— А вы знаете, что «Марш артиллеристов» был написан мною под впечатлением нескольких личных встреч со Сталиным? Когда Иван Пырьев попросил меня написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны», я сразу согласился... Я ее не сочинял в прямом смысле этого слова, она словно бы вылилась из меня.
— «От избытка бо сердца уста глаголют» (Мф 12: 34)...
— Еще во время войны я написал песню «Прощание». Вы ее знаете, я напомню: «Там, где кипит жестокий бой, / Где разыгралась смерти вьюга, / Всем сердцем буду я, мой друг, с тобой, / Твой путь я разделю, как верная подруга, / Иди, любимый мой, иди, родной!»
Так часто бывает: ты уверен, что сделал хорошее дело, а тебя вдруг начинают за это ругать! Но затем время все расставляет по своим местам. Так было и с этой песней. На пленуме Союза композиторов меня разве что пошляком не назвали: такую великую тему — и под блюз! Позор! Только Дунаевский встал на мою сторону. Я и подумать тогда не мог, что через некоторое время по сюжету песни «Прощание» будет сделан фильм «Возвращайся с победой».
— А как вдохновляет эта песня: «Споем друзья! / Путь далек – / Дальний Восток! / Пусть летит до океана / Песня друзей. / Поезд идет все быстрей». И в фильме вы сами же эту песню перед камерой и спели!
— А я вам расскажу, почему так получилось! Я написал эту и другую песню Райзману к его фильму «Поезд идет на восток». Ему они очень понравились, но подобрать актера он никак не мог. Пересмотрел человек сорок – никто не подходит. А сроки поджимают, и тогда Райзман предложил и спеть, и сыграть мне самому.
— Почему сейчас не сочиняют ничего подобного?
— Для этого мало одного таланта, желания, нужна особая атмосфера, которая бы способствовала творческому процессу.
— Я согласен: нынешнюю атмосферу творческой никак не назовешь. Все поставлено с ног на голову! На честных и порядочных людей нередко смотрят как на недалеких. Слова «нравственность», «долг», «патриотизм» стали уже почти неприличными. Дошло до того, что содомский грех напрямую связывают с той творческой силой, которая привносит в культуру много яркого и значительного.
– Из народа вытравливают его великую культуру, и совершенно ясно для чего. Культура – это одно из основополагающих частей государства. Есть культура — есть государство. Нет культуры — нет государства, одно название!
Однако, уверяю вас, наша культура жива, это могучий организм, который невозможно вот так просто сломить. Когда американский общественный институт стал изучать, что наиболее популярно в мире, оказалось, что русская музыка. А русская музыка немыслима без великого Чайковского. Или Прокофьева, которого я считаю выдающимся композитором XX века и своим учителем. Творчество Рахманинова – вершина пианистической культуры XIX–XX веков. В золотой фонд вписаны имена Стравинского, Шостаковича.
Недавно меня спросили, не боюсь ли я за будущее нашей музыкальной культуры? И я ответил: «Менее чем когда бы то ни было». У нас сложились мощные традиции и имеется прекрасный потенциал. К примеру, Вадим Репин и Максим Венгеров из Новосибирска, воспитанники народного артиста России Захара Брона, сегодня держат самую верхнюю планку мастерства и являются славой скрипичного искусства мира.
— Тихон Николаевич, Вы не пробовали писать церковную музыку?
– Нет, не пробовал. Но я ее очень люблю. Многие шедевры созданы выдающимся композитором Чесноковым, но немалый вклад в духовную музыку внесли Рахманинов, Чайковский и целый ряд других... Изумительная музыка.
— Спаси вас Господи, Тихон Николаевич, за Ваш подвиг, за ваше терпение, за ту радость, которую вы доставили почитателям вашего таланта.