Культура и искусство
Небесная лазурь
Вот уже несколько веков существует замечательная традиция отмечать Светлый праздник Рождества Христова не только в храмах, но и за их стенами. Двенадцать дней после праздника называют святками, то есть святыми днями, так как эти дни освящены великими событиями Рождества и Крещения Спасителя. Святки – время тихих радостных вечеров, когда зимние холода помогают православным людям стать еще ближе, соединить тепло своих сердец, поделиться ощущением чуда от прикосновения к рождественскому свету.
Замечательной традицией в эти дни становится для Зеленодольска открытие выставки «Небесная лазурь» в стенах художественной галереи. Открывая выставку, благочинный Зелнодольского района протоиерей отец Святослав обратился к собравшимся «Братия и сестры!», объединяя вместе всех , кто находилсяв зале. А затем зазвучало песнопение в исполнении хора «Воскресение», как бы благословляя это богоугодное мероприятие. Подтверждение тому, по словам организаторов, - легкость и радость, которые присутствовали на всех этапах подготовки выставки. «Это дело Бог в ладошках перенес», - так отозвалась о работе над организацией экспозиции Диля Барышева. А первой работой, появившейся в стенах галереи, стала икона Михаила Марсова «Богородица», чей цвет, как известно, и есть небесная лазурь.
Директор галереи Татьяна Садкова отметила, что в этом году авторов, желающих принять участие в выставке, оказалось намного больше, чем смог вместить светлый просторный зал. Расширилась и география: здесь представлены не только зеленодольские, но и художники из Казани, Волжска, Санкт-Петербурга, выставлены работы мастерской Раифского Богородицкого монастыря.
Особенностью этого года стала экспозиция работ ушедшего от нас живописца Евгения Миронова. Помощь в приобретении и оформлении акварельных работ мастера оказал наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод. Художник внес огромный вклад в развитие изобразительного искусства в Зеленодольске. Пейзажи с видами Свияжских храмов, улиц, заводей, видов Раифы размещены в малом зале галереи. «Вода как живая!» - восклицают посетители, поначалу даже принявшие картины за фотографии. Широкие, щедрые мазки доработаны тонкими штрихами - и дома, деревья, стены храмов оживают перед глазами, делают до боли родными каждую выбоинку в мостовой, каждый блик на водной глади…
Представленные в большом зале работы могут вызвать у посетителей совершенно противоположные чувства. Написанные в каноническом стиле иконы – «Серафим Саровский», «Николай Чудотворец», «Царевич Дмитрий» вызывают трепет, словно перед алтарем в храме. Многие посетители-прихожане даже прикладывались к ним… Резные деревянные ангелы, алтарные украшения, скамьи, изготовленные Виктором Макаровым (мастерская Раифского монастыря) дают представление о колоссальном труде, вложенном в эту красоту...
Нельзя не отметить работы казанских мастеров изобразительного искусства Евгения Голубцова и Ильи Артамонова. Их смелый авангард и видение Божъего мира гармонично вошли в подготовленную тематику.
Современная живопись, иконография и фотография – такие, казалось бы, несовместимые сочетания стилей согласно легли в экспозицию выставки, объединенной под «Небесной лазурью»…
Юлия Озерова