Культура и искусство
Когда слова бессильно умолкают...
Музыка — чудо искусства...Почему мы порой так увлеченно ее слушаем? Музыка, которая достает, порой, кажется, до самой глубины твоей души, которая может менять наше настроение... И это касается не только духовных произведений. Можно только догадываться, как чувствует себя при этом сам исполнитель!
Сегодняшняя беседа с иеромонахом Владимиром (Овчинниковым) именно о музыке: как она действует на слушателя, как она действует на исполнителя. Узнаем мнение священника на эту тему.
— Хорошо, давайте порассуждаем. Начнем с того, что одно дело, как музыка действует на человека, который сам творит ее. Другое дело — на человека, который исполняет чужую музыку. И третье — на тех, кто ее слушает…
Слушатели, безусловно, испытывают на себе влияние духа, который идет через исполнителя от сочинителя-творца. И ее восприятие чаще всего зависит от того, попадает ли его внутреннее устроение души в тон с тем, что он слышит. Но и это зависит не от самого человека, и даже не широты его взглядов, не от широты его культуры, все это определяется не им самим. Как мы понимаем, oпределяется тем, каким он создан Богом...
Научные исследования показали, что человек, действительно, испытывает огромное влияние от исполнения музыки. Причем любой, независимого от направления — классической или авангардной. Оказывает физиологическое действие, не говоря уже о том, как оно влияет на душевное состояние каждого человека. Но человеку дан выбор. Поэтому то, что не нравится, он может просто отсечь. Он свободен в своем выборе настолько, насколько он вообще способен сделать выбор в жизни в целом…
Человек вообще свободен делать выбор — за каким исполнителем, сочинителем он пойдет… Это дело глубоко личное — здесь действует Бог совершенно непосредственно. И от человека мало что зависит...
Исполнитель, по большому счету, находится в том же положении, что и слушатель: он отбирает произведения, которые хочет исполнить (в идеальном случае, конечно, — ведь бывают какие-то обязательные программы исполнения, например, на тех или иных конкурсах, хотя и сам конкурс, в идеале, он выбирает тот, который ему подходит). Поэтому и в этом и предыдущем случае о христианской точке зрения на влияние музыки не приходится говорить...
И совсем другое дело, когда речь идет о самом композиторе, от которого, в конечном счете, определит выбор и исполнитель, и слушатель. А вот куда идет сам сочинитель: идет ли он за Христом, идет ли он от Христа. И вообще от Бога. В этом случае, конечно, выбор для него означает выбор всей жизни. Потому что он не может менять одно направление на другое.. Как правило, такого не бывает.
Есть интересная теория: музыка вообще очень тесно связана с Богом. Существует книга Николая Карловича Метнера, написанная в 1935 году, «Муза и мода». Вопросы, поднятые композитором в этой книге, актуальны и по сей день. Правда, этот масштабный труд композитора существует лишь в отрывках в рамках полного собрания сочинений философа И. Ильина, с которым Метнер дружил и переписывался. Именно там прозвучало, что первоисточник музыки — это ангельское пение… И каждый человек слышит это пение в соответствии с тем, какой слух, какое восприятие вложил в него Бог… Все в руках Бога! И отдалившийся от Бога человек не может сохранить ту высшую гармонию и вступает в область дисгармонии, как его часто называют — модерна, да и всех новейших направлений. На мой взгляд, все, что идет после эпохи классической музыки...
(Мы не говорим в данном случае о народной музыке, а о высокой, профессиональной — О.К.)
Мир отдаляется от Бога, и это чувствуется в музыкальных тенденциях — люди сегодня не могут во всей чистоте воспринять первообраз — ангельскую песнь. Что предлагает нам сочинитель? А он создает настолько, насколько его душа близка к Богу...
И неслучайно Метнер написал свою статью в то самое время, как Толкиен создает «Хоббит», «Властелин колец», Льюис — «Хроники Нарнии». Одновременно, не сговариваясь, в своих произведениях они подчеркивали огромную роль музыки в творении мира… Что Бог сотворил мир на основе музыки…
— Так почему одновременно?
— Да потому, что в это самое время в мире начался рваться привычный уклад жизни, многие народы стали утрачивать гармонию и устремились к расширению хаоса. И вот тогда такие творческие люди вновь заговорили о гармонии как об основе мира. Да, без гармонии нельзя существовать. Таким образом, человек, который сегодня стремится к гармонии, причем к гармонии устоявшейся, гармонии, которая является установлением связи с Творцом….
И композитор, который выбирает более традиционные направления и утверждает свое творчество на традиционных понятиях, — идет к Богу. Тот же, кто пишет в так называемых модерновых направлениях — в противоположную сторону. Да, они отражают действительность, правильно отражают, но такие люди (во всех областях искусства) — своим мастерством лишний раз показывают, что мы отрываемся от гармонии, отрываемся от Бога. Если сегодня человек увлекается классическим искусством — классической музыкой, классическим подходом к поэзии, тем самым он свидетельствует, что ему по душе гармония, установленная Богом.
Ольга Крестинина
Н. Метнер «Муза и мода».
Париж 1935 YMCA PRESS 1978
11 rue de la Montagne-Ste-Genevieve, 75005 Paris
…О музыке говорить недоступно. Она сама говорит и заговаривает именно тогда, когда слова бессильно умолкают. Она помогает человеку точнее передать то, что он созерцает... Она сама говорит. Она имеет свой «язык». Чудесный дар этого «языка» открылся у человека, когда он еще острее почувствовал свое одиночество, еще неудержимее испытал влечение к другому человеку…
…Когда-то прозвучавшая в мире первая песня оставила в душе человеческой единый «живой звук», и звук этой песни стал исходной точкой для согласования между собой всех других звуков. Звук этот стал для нас живым символом единства и простоты. В нем как бы заключена вся сложность, все разнообразие человеческих песен.
…Творчеством управляет тайна, раскрытие которой одинаково недоступно ни композитору, ни теоретику, и всякий вопрос непосвященных и неверующих: способны ли все эти «смыслы музыки» управлять музыкальным творчеством — является праздным. Конечно, не слово одухотворяет человека, а человек — слово. Но вряд ли самый гениальный человек способен одухотворить слова неизвестного ему языка. Так же, как и самый чуткий слушатель — вдохновиться содержанием непонятного ему языка. Это указывает на то, что все же есть какое-то Слово, которое было в начале и которое вдохновило человеческую мысль и чувство.
… в наш воинственный революционный век музыка, как и все, превратилась в настоящее поле битвы. На позициях модернизма выдвинуты самые разнокалиберные орудия, долженствующие защищать не самую музыку, а лишь каждого из ее бесчисленных самозванных «вождей». В виде этих орудий появились бесчисленные «понятия» и «смыслы», которых ни понять, ни осмыслить нет никакой возможности, потому что все они не только не обнаруживают никакого тяготения к единству, но и всячески его отрицают.
…«Песни земли» должны быть человечными, то есть они должны иметь свою земную почву, свои корни, свои образы для того, чтобы быть понятными человеку. Но когда на них окончательно стирается печать воспоминания о «той песне», когда единый звук ее «без слов, но живой», уже не животворит и не одушевляет наших песен, тогда они становятся «скучными», они утрачивают и свою человечность, то есть понятность, так как и самая почва, и корни, и образы их превращаются в бездушную, сырую материю. Слушая их, мы испытываем лишь томление, и в нашем томлении мы невольно беспомощно хватаемся за слова, силимся припомнить что-то забытое нами...