Праздники


05.07.2004

Первые ученики Его

12 июля Православная Церковь воспоминает страдания первоверховных апостолов Петра и Павла.  Апостолы Петр и Павел особо почитаются христианской церковью за свою неустанную заботу о распространении учения Иисуса Христа среди неверующих в Него, невзирая на преследования властей и первосвященников и на недоверие части народа.

Св. первоверховные апостолы Петр и Павел

Апостол Петр

был простым человеком, рыбаком по имени Симон. Он был трудолюбив, по-детски доверчив и простодушен, в нем не было хитрости и коварства.

Читая Евангелие, мы постоянно видим Симона-Петра около Иисуса Христа, даже если Христос берет с собой только тех учеников. Это всегда Петр, Иоанн, Иаков. Так было при исцелении дочери Иаира (Лк. 8, 51), во время Преображения Христа (Мф. 17, 1-4), когда Петр предложил построить три кущи: для Иисуса, Моисея и Илии; когда Христос пророчествовал о разрушении храма (Мк. 13, 1-4): и, наконец, во время страшных часов в Гефсиманском саду (Лк. 14, 33).

Христос знает, что Симон имеет преданное Ему сердце, и ему можно поручить руководство возникающей христианской Церковью: «Я говорю тебе: ты Петр (по-гречески, «камень») и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 18-19). Петр должен будет утвердить в вере других апостолов, когда у них возникнут сомнения. Но Петр трижды отрекся от своего любимого Учителя. «Господь, обратившись взглянул на Петра; и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (Лк. 22, 54-61). Ужас и стыд о содеянном пронзили душу Петра...

Христос знал, что слабость Петра временна, что он окрепнет и ради Него сознательно пойдет на крестную смерть. Воскресший Христос дает возможность Петру исповедать свою любовь к Спасителю. Он говорит Симону-Петру: «Симон Ионин! Любишь ли ты меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих».

Петр исполнил повеление Иисуса Христа. После сошествия на апостолов Святого Духа он первым вышел к народу с проповедью, после которой крестилось около трех тысяч человек. Он первым начал крестить язычников. Петра преследовали враги христианства и возбуждали против него народ и властей. Несколько раз его бросали в темницу, но посланный Господом Ангел освобождал его. Именем Иисуса Христа Петр исцелил в храме хромого. Больных клали на дороге, по которой должен был идти Петр, и даже если на них падала лишь тень от него, — исцелялись.

В Риме он наставлял христианскую общину, проповедовал, обратил ко Христу много римлян, что вызвало особый гнев императора Нерона — злейшего врага христиан. Друзья уговаривали Петра покинуть Рим, он долго отказывался, но, как говорит предание, опять проявил слабость и ушел из Рима. На Аппиевой дороге, недалеко от города, он внезапно был поражен сильным светом — ему явился Христос. Растерявшийся Петр спросил: «Куда идешь, Господи? Иисус Христос ответил: «Иду в Рим к покинутым тобою братьям Моим, где Меня снова схватят и распнут». Петр тотчас же повернулся и пошел обратно в Рим на верную смерть.

Через некоторое время Петр был заключен в темницу и 29 июня 67-го года (ст.ст.) был распят на кресте головой вниз, как просил сам, считая себя недостойным умереть одинаковой смертью с Иисусом Христом. Было ему тогда 75 лет. Петра похоронил святой Климент, ставший главой римской общины, и на этом месте впоследствии был построен в Ватикане грандиозный храм во имя апостола Петра.

Апостол Павел

сыграл выдающуюся роль во время становления христианства.

Основная заслуга апостола Павла неоспорима: это 14 посланий, в которых излагаются, основываясь на учении Христа и использовании пророчеств Ветхого Завета, основы христианского вероучения. Эти послания по их важности и достоверности превышают произведения других апостолов. Его слова о христианской любви в посланиях к Коринфянам и Евреям называют «Гимном любви».

Савл, так будущего апостола Павла назвали при рождении, родился в Тарсе около 10 или 12 года н.э. Отец его был римским гражданином, унаследовавшим это звание от деда, ставшего римским гражданином за услуги, оказанные Помпею при завоевании Иудеи (63 г. до Р.Х.). Семья принадлежала к партии фарисеев, и будущий апостол был воспитан по всей строгости правил этой секты. Образование он получил исключительно еврейское, но достаточно серьезное. Так, например, теологию он изучал под руководством выдающегося, с широким кругозором, иудейского теолога Гамалиила. В иерусалимской фарисейской школе Савл дошел до высшей степени фанатизма. Он был одним из самых рьяных гонителей христианской церкви. Он принимал участие в убийстве первомученика диакона Стефана, переходя из синагоги в синагогу, он принуждал всех признавших Христа отречься от Него, а несогласных предавал бичеванию и заключал в темницу. Разгромив Иерусалимскую церковь, он решил сделать то же и в других городах: выпросил у первосвященника Теофилия письмо к синагогам Дамаска, в котором ему давалось право наказывать христиан.

По дороге в Дамаск Павла внезапно осиял свет с неба и услышал он голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» Павел в ужасе спросил: «Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». (Деян. 9, 3-6).

Савл — ревностный гонитель христиан превратился в Павла – еще более ревностного проповедника учения Христа. Он объехал все страны Средиземноморья, проповедовал, организовывал христианские общины, направлял им учительные послания, исцелял больных, совершал чудеса. Он заложил основы церковного Устава, ввел некоторые правила обрядов, например, запретил женщинам приходить в храм без головного убора. Его преследовали как первосвященники иудейские, так и римские правители. Несколько раз его бросали в тюрьму, избивали, изгоняли из городов, но Господь спасал его. Наконец в Риме его схватили и приговорили к смерти. Однако его как римского гражданина не распяли, а обезглавили. По преданию это было в тот же день, что и казнь Петра.