Праздники


01.08.2004

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников Русской Православной Церкви. Почему мы торжествуем в день смерти и погребения? Потому что Успение Божьей Матери не есть Ее уход от нас навсегда, и потому что это событие еще раз убеждает нас в победе Господа и Спаса нашего Иисуса Христа над смертью.

Андрей Критский — один из святых древности — писал: «Всех призываю воспоим погребенные песни…, но не рыдайте в отчаянной скорби, ибо радостно, а не печально торжество настоящего дня». Смерть — это переход в вечное бытие, о Пресвятой же Деве мы говорим — успение, то есть святой сон для наших глаз, который невозможно описать человеческими словами и который переходит в царственное небесное покровительство нам грешным.

После возвращения Иисуса Христа на небо, по Его слову, апостол Иоанн взял Богородицу в свой дом. Она проповедала слово Божье, часто посещала места служения Христа народу, Его мучений и смерти. Апостолы уходили все дальше от Иерусалима, стремясь донести слова Спасителя до людей по всей земле. Они бросили жребий, чтобы определить, кому в какую страну идти, Богородица тоже участвовала в этом. Ей выпал жребий направиться в Грузию, но корабль, на котором она плыла, попал в бурю, которая отнесла его к горе Афон. Там по ее велению был основан монастырь, из которого впоследствии вырос важнейший центр православия.

Прошло около 20 лет. Однажды, придя на Елеонскую гору молиться, Она увидела перед Собой архангела Гавриила, державшего в руках ветвь райской пальмы. Он подал Ей эту ветвь и сказал: «Твой Сын и Бог наш ждет Тебя, через три дня Ты преставишься и Он вознесет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Свое Царство, где Ты будешь жить с Ним во веки». Богородица за обещанную милость поклонилась до земли небесному вестнику, поспешила домой и стала готовиться к Своей кончине.

К назначенному дню в Иерусалиме чудесным образом со всего света собрались кроме Фомы все апостолы. Зная, что видят на земле в последний раз Богоматерь, они заливались горькими слезами. Она же утешала их, говоря, что с радостью идет к Своему Сыну и поручила им продолжать апостольские труды.

В третий час дня внезапно засиял Свет Божественной славы, верх комнаты как бы исчез в лучах Света и Сам Христос, окруженный ангелами, сошел к Ней, принимая душу Матери.

Апостолы понесли на своих плечах одр, на котором лежало тело Богоматери. Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, а множество христиан и иудеев, почитавших Пресвятую Деву, собрались в великом множестве и провожали Ее со свечами и кадилами, воспевая священные песни.

Три дня не отходили апостолы от места погребения. В третий день прибыл апостол Фома и плакал, не застав погребения. Апостолы, пожалев его, открыли гробницу, но нашли в ней только погребальные пелены и убедились, таким образом, в дивном Вознесении Пресвятой Девы на небо. Вечером, когда все апостолы собрались в комнате, поминая Усопшую, Она явилась им и сказала: «Радуйтесь! Я буду с вами во все дни вашей Молитвенницей перед Богом».

Пресвятая Богородица, мать Божественного Сына, унаследовала от Своих родителей человеческую сущность и поэтому Она, не заслуживая этого, должна была умереть. Но, в отличие от других людей, Господь воскресил Свою Пречистую Мать, общее Воскресение предваряя.

Смерть — это наказание за грех Адама и Евы. Мария не согрешала, но смерть унаследовала от родителей, это неизбежное заключение Ее служения — «се раба Господня». Сын — Всесовершенная Любовь и Всесовершенная Справедливость. Он пострадал, чтобы избавить человечество от греха, дьявола и вечной смерти. И Он не мог допустить, чтобы Мать Его, пусть до времени, оставалась в узах смерти. Он воскресил Её не только для Неё, но чтобы и нам явить высшую справедливость и милосердие. Воскресение Божьей Матери было полной победой над смертью.

В этом Воскресении Господь приобщил Ее к Своей Царственной власти.

Для нас грешных, но тем не менее, исповедующих православную веру, Пресвятая Богородица есть Мать Жизни, прежде всего по плоти рожденного Ею Иисуса — Господа, провозгласившего «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Она для нас не мать смертных, но мать приобщенных к вечной жизни. Поэтому так велика любовь людей к Своей Заступнице, материнской любовью часто защищающей нас от бед и молитвами перед Господом смягчающей заслуженные нами наказания.

Слова Богородицы: «Я с вами во все дни» относятся и ко всем грешным и смиренным, прибегающим с покаянием к Ней из глубины души с верой и любовью. Она наша защита, стена и предстательство.