Праздники


06.09.2009

В честь иконы Божией Матери "Грузинская"

Чудотворный список иконы Грузинской Божией Матери, искусно выполненный в 1661 г. и доставленный в новоустроенную Раифскую пустынь, имеет свою, интересную и по сей день еще полную тайн историю. Название «Грузинская» закрепилось за иконой Пресвятой Богородицы лишь по факту того, что подлинник иконы, хранившийся столетиями в Красногорском монастыре Архангельской епархии, действительно, как известно, был связан с Грузией.

 

На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери.

Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. «Китай-город»), и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг., пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. «Полежаевская»). Храм построен в 1598 году в вотчине царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, М. «Таганская» (кольцевая), М. «Марксистская»).

Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле.

Храм действует с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери.

В Российской Империи был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери.

Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилась на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери, построенной по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова.

Трехпрестольный каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обошелся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем — сам храм.

Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу.


Драматическая история разрозненного грузинского царства до начала XIX века изобилует трагическими фактами набегов персидских шахов на Грузинские земли, которые они рассматривали как свои вотчины, подлежащие вечному грабежу.

«Ходили в Грузию, как к себе в огород, за капустой», — говаривали в дипломатических кругах при дворе царя Александра I. В ходе таких «походов» Грузия тысячекратно грабилась, что и заставило ее в итоге войти в состав России в конце XVIII века. Икона Грузинской Божией Матери не есть собственно продукт грузинской иконописной школы. Эта школа, возникшая в послеиконоборческий период в православной Грузии IX-X веков, так и не поднялась до вершин византийских мастеров XI-XIV веков, хотя и испытала сильнейшее византийское влияние, куда более существенное, чем домонгольская Русь.

Уже в конце X-XI веков по всей Грузии происходит поворот от иерусалимско-палестинской Церкви к традициям Константинополя.

Тогда и началось интенсивное, в том числе иконографическое, греческое влияние на христианский, православный Кавказ. На территории самой Византии возникли грузинские монастыри.

У образа Грузинской иконы Божией Матери. Фото Дмитрия Катаргина

Большая роль в этом процессе принадлежала Иверскому монастырю, что на Афоне, основанному в 982-988 г., а также еще более ранней (с 876 г.) Сохастерской обители, что в Романском ущелье, недалеко от Константинополя, где нашли прибежище грузинские иноки. Эти монастыри стали своеобразными просветительскими центрами, началась широкая деятельность по переводу греческой церковной литературы на грузинский язык. Отсюда же в Грузию стали проникать новые художественные начинания, связанные с искусством Константинополя. Начиная с XI века Грузия была наводнена многими чудотворными реликвиями христианского Востока, в том числе и списками чудотворной иконы Богоматери-Вратарницы (Портаитиссы), которые особо почитались, украшались жемчугом, окладами с драгоценными камнями и пр.

Приобретенный ярославским купцом Лыткиным через своего приказчика, находившегося в Персии по торговым делам, образ Грузинской Богородицы есть ни что иное, как повторение греческого иверского образа Портаитиссы.

Останавливаясь вскользь на образе Грузинской Божьей Матери, академик Н.П. Кондаков замечал: «Мы находим ряд списков особого типа погрудной Одигитрии среди древних образцов, сохранившихся в храмах и ризницах Грузии. Между ними, понятно, должны находиться также иконы «Грузинской» Божией Матери, но, отчасти по причине грубого стиля в большинстве грузинских икон, отчасти же потому, что мы не знаем вполне точно древнего типа «Иверской-Грузинской» иконы, мы не в состоянии ее выделить от варианта Одигитрии».

Если иконография чудотворного образа «Грузинской» на сегодняшний день не достаточно прояснена, то интересен другой факт.

Появление в России образа Грузинской Богородицы вольно или невольно совпало с совершенно новым процессом в сближении России и христианского Востока. «Материальным» выражением его стал тот непрекращающийся поток мощей святых восточно-христианской церкви, чудотворных и иных икон, св. мира, других почитаемых в среде православных реликвий, который течет в Московию на протяжении всего XVII века. Святыни христианского Востока переносятся, таким образом, на русскую почву — ради спасения их от рук неверных «агарян», ради укрепления святости Русского государства. Начало этого движения священных реликвий, икон с православного Востока в Россию относится ко второй половине XVI века, но его апогей приходится на время правления царя-грекофила Алексея Михайловича (1645-1676) и патриарха-грекофила Никона (1652-1680).

Несомненно, важнейшими событиями при этом стали принесение в Москву чудотворных икон Иверской (Афонский список) и Влахернской Богоматери, главы cвятого Григория Богослова и главы cвятого Иоанна Златоуста, Животворящего Креста Господня. Некоторые представители греческой церкви, в частности бывший константинопольский патриарх Афанасий Пателар или атиохийский патриарх Макарий, восприняли появление в русской столице наиболее почитаемых на христианском Востоке священных реликвий как знак свыше о наступлении того времени, когда русский царь должен вернуть Константинополь христианам и объединить под своей рукой весь православный мир.

Каждый год в праздник Грузинской Божией Матери Раифский образ Ее крестным ходом обносится вкруг главного храма обители... 2,3 Мб

По-своему интересной была судьба первого Грузинского образа Богоматери в России. 

В чудесном откровении о драгоценной иконе во сне купцу Лыткину было повелено препроводить икону в Архангельскую землю на реку Пинегу, где в 16 верстах от Холмогор находился Черногорский монастырь (мужской), впоследствии именовавшийся как Красногорский. Тогда с чудотворного грузинского образа было сделано несколько списков. Так, один из них находился в Москве, в храме близ Варварских ворот, другой в Алексеевском монастыре той же Москвы. Были и другие, видимо, списки со списков. Один из них — в селе Ключареве Тверской епархии. Все они прославлены чудотворениями. Загадочна судьба образа, вывезенного из Персии.

До 1929 г., то есть до момента закрытия Красногорского монастыря, образ был на месте, а с закрытием обители попал в фонды отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи.

Последний раз образ выставлялся на выставке 1964 года древнерусской живописи, однако на момент ревизии 1978 года в фондах Третьяковки обнаружен не был. Судьба легендарного чудотворного образа, подлинника «Грузинской», по сей день не известна. Жалким укором зияют сегодня и развалины Красногорского монастыря, что близ Холмогор.

Георгий Мюллер, историк

P.S. Итак, как утверждает историк, чудотворный список иконы Божией Матери «Грузинская», хранящийся в Раифском Богородицком монастыре — один из самых древних списков, сделанных с утерянного оригинала иконы. Хотим только добавить, что в центре Казани недалеко от бывшей Театральной площади (ныне — площадь Свободы) на Большой Грузинской улице стоял храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Грузинская». Он был разрушен в начале 30-х, и на его месте теперь стоят два пятиэтажных дома, в одном из которых находится 15-е почтовое отделение. Так что исследования далеко не закончены...

Надо отметить, что в Зеленодольском благочинии чествование иконы Божией Матери «Грузинская» — престольный праздник и Грузинско-Богородицкой церкви в Осиново (настоятель церкви — иерей Алексей Шереметьев).