Праздники


06.11.2010

Дмитриевская родительская суббота

Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (8 ноября) вспоминает всех воинов, погибших за веру и Отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.

Установление поминовения принадлежит князю Дмитрию Донскому, который одержал кровопролитную победу на Поле Куликовом (8.09.1380). В субботу 28 октября православному полагается почтить память умерших родных и друзей.

Тебе, дед, как участнику Куликовской битвы, скидка. — Эта бесхитростная с виду шутка прозвучала впервые не в фильме «Ворошиловский стрелок». Она пришла в этот фильм прямо из нашей жизни. Может, в самом деле, это очень смешно? Все и смеялись. Многие дети, правда, не смеялись — думали, что дед и в самом деле был участником Куликовской битвы. Так уж историю в наших школах преподают: все события мелькают как в калейдоскопе, что, когда, где, — в голове не укладывается.

Может, смешно и то, что «Русский Дом» каждый год заставляет своих читателей вспоминать о Димитриевской родительской субботе, особой поминальной службе, установленной Русской Православной Церковью, вскоре после Куликовской битвы в память о героях, за веру и Отечество живот свой положивших? Но шестьсот с лишним лет наша Церковь ежегодно совершает эту службу, и ради благодарной памяти немногих милует Господь всех нас.

А шутки про Куликовскую битву всё продолжают сочинять (почему-то кому-то она не даёт покоя). И видна в них смердящая ирония Смердякова над русской историей, над отцами и дедами, героями великих битв Великой Отечественной войны. Нет, этих Смердяковых не так уж много. У Достоевского, символично, только один из четырёх братьев, незаконнорожденный, — Смердяков, лакейская душонка. Но он всё вокруг себя отравил и разрушил. Правда, есть у нас и светлый брат, Алёша, и раскаявшийся брат Дмитрий, но они всё ещё в поисках и раздумьях, а Смердяковы активно действуют, убивают, разрушают, иронизируют и высмеивают.

Лет пятнадцать назад наши ветераны в ответ на смердяковские шутки с достоинством говорили: «Я ведь тебя защищал...» А им, бывало, отвечали (сама слышала): «Я тебя не просил меня защищать. Я бы жил сейчас, как немец, и пил бы немецкое пиво». Только одержимый нечистой силой может выговорить такие слова.

Да, немцы по многим причинам, о которых мы здесь не будем говорить, живут лучше победителей — русских. Но главная основа их силы — непреходящая любовь к своему фатерлянду, к своей истории. Немец никому не позволил бы упомянуть в ироническом контексте битву при Грюневальде (1410 год), так же как англичанин и француз битву при Креси (1346 год). И уж тем более ни в одной из этих стран никому бы не позволили смеяться над ветеранами. Там большинство из них до сих пор живут в бодрой, достойной старости. Заповедь «чти отца и мать свою и благо тебе будет на земле» никто не отменял. Им — благо, нам — нет, потому что из наших воинов в живых остались буквально единицы, а все остальные, чудом выжившие на полях сражений, умерли в жалком забвении и нищете. Смердяковы вокруг шипели, что это хорошо, что всё это поколение поскорее должно исчезнуть с лица земли.

В последние годы наши ветераны стеснялись носить свои ордена, молча проглатывали насмешки. Никаких льгот и скидок они на самом деле не имели. В санатории путёвок им не давали, и специального лечения у них не было. Может быть, где-то у каких-то избранных это всё было, но я таких не встречала.

Они отстояли, они восстановили, построили могучее государство, и их перед смертью высмеяли и ограбили, а мы позволили это сделать. Они себя защитить уже не могли. И мы их не защитили. Мы (пора признаться) смеялись шуткам Смердяковых, жили легко и весело, потому что отцы и деды наши оставили нам такие богатства, благодаря которым мы и сейчас кое-как живём. Но у нас нет их самоотверженности, мы не смогли вслед за ними понести подвиг служения Отечеству. Не смогли, потому что неблагодарным потребителям Бог не даёт.

И потому ныне нам, протрезвевшим, особенно необходима Димитриевская родительская суббота, поминальная служба, которую сохранила для нас Церковь. Наша Церковь — единственный твёрдый стержень, который у нас остался.

Держась за этот стержень, мы ещё можем встать, стать здоровыми духом людьми, которым не страшны силы зла. Наши предки выстояли против сильнейших армий мира на Куликовском и Бородинском поле, на Курской дуге. Мы должны вспомнить в Димитриевскую родительскую субботу о том, что мы их потомки. Эта поминальная служба не им, героям, у Престола Божия предстоящим, нужна, а нам, для того, чтобы восстановить в себе человеческое достоинство и оставить своих детей не на развалинах колониального, всеми попираемого государства. Именно тех, кто строил и защищал нашу державу, мы поминаем в Димитриевскую родительскую субботу. Ну а нас-то наши потомки как будут поминать? Удостоимся ли мы быть поминаемыми в Димитриевскую родительскую субботу? Или, как у Лермонтова, помянут нас «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом»?

В заупокойном Евангелии (Ин. 5, 24-30), которое читают в храмах в этот день, Господь говорит нам с вами: «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Ныне особенно ясно видно, что это не они, герои битв за Русь Святую, мёртвые. Это мы — мёртвые. И настало время нам ожить. «И выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». Обратите внимание: добро можно только творить, это всегда творческий процесс, то есть сотрудничество с Творцом. А вот зло просто делают. Господь, чтобы подчеркнуть это, далее говорит: «Я ничего не могу творить Сам от Себя... ибо не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца». Даже Сын Божий ничего доброго не может творить без Отца Вседержителя, тем более, мы ничего не сможем. Бог может дать нам творческие силы, которые воскресят наши души.

Апостол Павел в этот день говорит нам: «Мертвые во Христе воскреснут... Итак, утешайте друг друга этими словами» (1 Сол. 4,16-18).

Надежа Ильичева