Праздники
Предтеча Господень
Иоанн Креститель. Его еще называют Иоанн Предтеча. Предтеча — тот, который пришел перед Христом. Креститель — тот, кто крестил самого Христа. Чудесно было его рождение, чудесно житие, но более — его призвание — подготовить народ, возвестить о пришествии Иисуса Христа. Почему Рождество Иоанна Предтечи является одним из пяти великих православных праздников?
Ведь пророков и проповедников было много и до Иоанна Крестителя, воздвигались они Господом и после него.
Вот что сам Иисус сказал о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Так он говорил народу, ходившему к Иоанну: «что смотреть ходили в пустыню? Пророка? Да, говорю вам и больше, чем пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Думаю, в этих словах и содержится ключ к ответу на все наши вопросы. Представим себе не просто путника, а первопроходца. Тому, кто идет первым, всегда трудно. Собственно, дороги еще нет. Ее нужно прокладывать. Раздирая в кровь о тернии руки, разбивая и стирая об острые камни ноги — прорываться шаг за шагом вперед, зная, что ты не просто движешься к своей цели, а прокладываешь путь Тому, кто придет вслед за тобой, при этом не стяжая славы, не требуя наград, ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Здесь не сказано «облегчить», но «приготовить путь Господу. Пламенный и самоотверженный проповедник убеждал, призывал к покаянию, крестил и предупреждал: «Идущий за мною сильнее меня: я не достоин понести обувь Его».
Как подействовала на народ проповедь великого провозвестника и пророка Иоанна Крестителя? На многих она подействовала спасительно, народ очнулся, пробудился от греховного усыпления и спросил его: что же нам делать? Иоанн указал им на дела любви и милосердия, которые являются лучшим видом покаяния. «Проповедником покаяния» называет его Святая Церковь. Увидеть свои грехи, осознать, что только от нас самих, от нашей воли зависит, по какому пути мы пойдем дальше. Покаяние — это перемена всей жизни. Если человек сроду не каялся, не вспоминал и не называл на исповеди своих грехов, он не знает, что такое духовная жизнь, что такое очищение души. Он считает, что все пороки и страсти, которые живут в нем, естественны. А что, на самом деле не убивали, не грабили, никаких особенных грехов нет. Архимандрит Амвросий в своей проповеди в честь дня Рождества славного Пророка и Предтечи Господня сказал: «Когда у человека открываются духовные очи, он в своей душе начинает видеть бездну грехов. На черном материале черное пятно не заметно, а на белом — и маленькое пятнышко видно. Так и душа, если она чистая, светлая, то и маленький грех уже чувствует. Грех не только нашу душу заражает злом, но и все отравляет вокруг нас. Каждый наш грех, даже самый малый, влияет на судьбу всего мира. За грехи родителей страдают и дети. И будущее России зависит от нашего покаяния».
Самопожертвование Иоанна Крестителя во имя Господа предваряет самопожертвование Иисуса во имя всех людей прошлого, настоящего и будущего. Сам Господь в своей земной жизни терпел поношения, оскорбления, издевательства, был заключен в темницу и распят на кресте. И святой пророк, проповедник, пустынник, мученик — Предтеча и Креститель Господень Иоанн много страдал. Во многом он был Предтечею Христовым: своим рождением предварил рождение Его, своей проповедью — Его проповедь, своим крещением Его крещение, своей мученической кончиной — Его смерть на кресте.
Те времена ушли, но пороки, на которые указывал некогда Иоанн, остались. Разве нет нынче «саддукеев», которые, не веря в воскресение и бытие Духа, ограничивают все надежды человека земными благами, говорят себе и другим, что едим и пьем, а утром умрем? Неужели совсем исчезли «фарисеи», которые, имея пред собой образ благочестия, отвергают его, снаружи чисты, а внутри исполнены лукавства? Или нет уже «книжников», которые в премудрости Божией не разумеют премудрости Бога? Всем им Иоанн и ныне не с берегов Иордана, а с неба вопиет: «Покайтесь и сотворите плоды, достойные покаяния!»