Праздники


01.08.2004

Преображение Господне

Мы должны помнить, что переживание
нам дано для того,
чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир
сияние Преображения.
Митрополит Антоний Сурожский

На Божественной литургии в праздник Преображения Господня. Грузинский собор Раифского монастыря Казанской епархии. Фото иеродиакона Иоанна

Иисус Христос несколько раз предупреждал Своих учеников, что Он должен идти в Иерусалим, где Ему предстоит быть униженным, оскорбленным, подвергнутым мучениям, а потом и позорной казни. Апостолы верили, что их Учитель есть ожидаемый Мессия, но они не могли понять, почему Он должен страдать и умереть на кресте. Им хотелось видеть Иисуса как вождя во главе еврейского народа, освобождающего Иудею от римского владычества, как царя Израильского государства.

Для того чтобы укрепить веру Апостолов и избавить их от земных помыслов, Христос, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору Фавор и немного отойдя от них, стал молиться. Во время молитвы Он преобразился: лицо Его засияло неземной красотой и славой, одежды же стали сверкающими белизной. Около Иисуса Христа стали великие пророки Моисей и Илия и говорили о будущих событиях в Иерусалиме, об исходе Христа. Святитель Филарет Московский писал: «Не напрасно Моисей и Илия являются на Фаворе. Они увидят здесь больше, нежели там. На Синае и Хориве сила и слава Божия открылась человекам сквозь силы видимого естества: на Фаворе не только Божество является человеком, но и человечество является в Божественной силе. Моисей трепетал на Синае (Евр. 12, 21); Илия жаловался на Хориве (3 Цар. 19, 14); в апостолах на Фаворе сквозь ужас сияет радость: Хорошо нам здесь быть!»

Три апостола были отягощены сном, но, пробудившись, увидели славу Христа и двух мужей, стоявших с ним. Они не могли человеческими представлениями понять все происходившее, да и предстало перед ними лишь то из величия Божия, что они могли воспринять. Души их наполнились необычной радостью, и Петр сказал Иисусу: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» — так выразил он свое счастье. «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей, есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». (Лк. 9, 32-35).

Можно задуматься, почему Иисус Христос взял с Собой на Фавор только трех учеников.

Евангелие ничего не говорит об этом, мы можем только догадываться. Наверное, Он выбрал из двенадцати трех наиболее близких к Нему, наиболее подготовленных к созерцанию Преображения. Среди двенадцати был и Иуда, который вскоре предаст Учителя, и Учитель знал это. Поэтому его взять нельзя было, но и оставить одного тоже было нельзя, чтобы не дать повода к его большему падению, как говорит св. Иоанн Дамаскин. Чтобы у него не было повода сказать, что предал Спасителя из-за обиды, что его презирают. Это может быть причиной, почему с ним остались еще восемь апостолов. Кроме того, по иудейскому Закону для доказательства любого события достаточно трех человек (Книга Второзаконие 19, 15). Но Иуда наверняка и не позавидовал трем избранным апостолам — они шли на долгую молитву, а он был человеком ленивым и сонливым, его больше всего интересовала возможность пополнить денежную кассу, из которой он тайно заимствовал себе.

Христос поднялся на гору молиться и именно когда Он молился, совершилось чудо Преображения. Это означает, что молиться нужно, поднявшись душой над мирскими заботами и помыслами, и только тогда молитва будет услышана Богом. Чтобы подняться в гору, нужно потрудиться — «Видь смирение мое и труд мой» (Пс.24, 18). Нужно искать безмолвия и уединения для обращения к Богу — для богомыслия. Даже Христос, молясь, несколько отошел от своих избранных учеников.

Каждый человек может преобразить свою жизнь, стремясь к духовному совершенству. Преображение начнется с того часа, когда человек поймет, что Бог - это вершина всего существующего, что нужно сознательно следовать Его заповедям, не допуская поблажек себе и отговорок.

Когда человек будет видеть творение Божие не только в людях, но и во всей природе и будет относиться ко всему с любовью, когда все помыслы будут направлены к Богу и будет полное согласие с тем, что посылает ему Бог. Тогда жизнь человека станет благословенной и труды его будут приносить благо равно как себе, так и другим людям.

Нужно подняться над суетой земной быстротекущей жизни, подняться и помыслами и делами. Бояться же, прежде всего, нужно напускного внешнего благочестия, за которым часто скрывается фарисейство и гордость — мать большинства грехов, стремление показать свое превосходство над другими людьми. Это страшно потому, что означает уход от Бога, пренебрежение Его призыву к смирению.

«Будьте совершенны!» — говорит нам Господь.