Праздники


27.01.2006

Преподобные отцы

27 января — память Преподобных Отец, в Синае и Раифе избиенных... Удивительно, что именно в этот день в 1930 году были арестованы, а затем злодейски убиты за веру Христову будущие новомученики раифские...

На юге Аравийского полуострова лежит земля, прославленная описанными в Библии чудесами. Здесь находится гора Хорив, у подножия которой доныне растет куст купины неопалимой. Из этого куста пророк Моисей услышал слова Господа: «Сними обувь с ног своих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иаковлева». На вершине горы Синай Бог дал Моисею скрижали завета – 10 заповедей, которые явились основным Законом, управляющим жизнью людей.

В Синайской пустыне с давних пор селились отшельники, спасаясь от суеты и соблазнов мира. Особенно стало их много с возникновением христианства. Часть иноков вела затворническую жизнь, поселившись в пещерах горы, другие же, собираясь в общины, строили храмы и монастыри в окрестностях горы и прилегающей Раифской пустыне, находящейся примерно в 100 км от Синая.

Жизнь в пустыне была тяжелой из-за зноя, нехватки воды и пищи, в пустыне обитало также много хищных зверей. Однако это не пугало иноков и даже помогало вести жизнь непрерывного подвига, которую они избрали себе. Пищей им служили финики и лишь изредка хлеб, одежда была из грубой ткани. Дни и ночи они проводили в молитве и изучении Священного Писания и многие из них получили от Бога благодать целительства и изгнания бесов. Иноки являли пример богоугодной жизни для местного населения и этим примером многих привели к христианству.

Однако спокойная жизнь жителей пустыни периодически нарушалась набегами кочевых племен, живших в основном грабежом. Разбойники нападали на поселения, грабили дома жителей, а самих захватывали в рабство или убивали. Не минули этой участи и иноки.

В начале IV века варварское племя Влеммианян, вторгнувшись в окрестности Синая, как голодные волки разбежались по пустыне, выискивая поселения мирных жителей и обители монахов. Они перебили жителей Хорива, Кадара и Тефровиля. Нечестивцы, предполагая найти сокровища у иноков, истязали их, а потом и убили 38 из них, живших у Синайской горы.

Вблизи Раифской обители причалил корабль, привезший около 300 варваров. Жители местного селения пытались сопротивляться, но потеряли 150 человек убитыми, женщин же и детей разбойники захватили для продажи в рабство

Иноки собрались в храме, окруженном стеной. Настоятель его преподобный Павел, обратившись к братии сказал: « Из любви к Господу нашему Иисусу Христу мы отказались от суетного мира, неся благое Его иго и надеясь быть в небесном царстве Его. Более мы ни на что не надеемся, готовы к смерти всякий час. Ныне время пришло, потому не станем страшиться, но предадим себя Богу». Эти слова ободрили иноков и все запели «что бо воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам! Чашу спасения примем, и имя Господне призовем». Настоятель, подняв руки к небу, просил Господа укрепить рабов Его в час страданий и принять жизнь их как жертву благоприятную. И послышался голос со стороны алтаря: «Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененниии и Аз упокою вы!».

Между тем разбойники, найдя место, где стена была ниже, перелезли через нее и с обнаженными мечами ринулись в храм. Первым схватили они столетнего старца Иеремию, предлагая показать им настоятеля, и за отказ убили его. Тогда отец Павел вышел сам к разбойникам и в ответ на их требование показать, где находятся монастырские сокровища, ответил, что в монастыре кроме ветхой одежды иноков ничего иного нет. Разъяренные разбойники рассекли его мечами. После этого они принялись убивать иноков одного за другим. Лишь одному юноше удалось спрятаться за кучей пальмовых ветвей. Он-то и рассказал, как была уничтожена вся братия.

Разбойники, не найдя ничего ценного в монастыре, решили возвращаться домой. Но подойдя к берегу, они увидели, что их корабль унесло к скалам, где волнами он был разбит. Пленный рулевой, находившийся на борту под охраной одного из бандитов, убил его, перерезал причальный трос и убежал в горы. Так лишились варвары корабля. В это время подоспели воины из отдаленного города и уничтожили разбойников. Воины и оставшиеся в живых жители погребли убитых граждан. А 39 монахов с погребальным пением упокоили у стен обители.

Прошло около 100 лет, и снова на Синайскую землю напали грабители – это было кочевое племя арабов. К этому времени в пустыне иноков стало больше, чем в прошлые годы. Среди них многие славились великой добродетелью и мудростью. Между ними был Нил Постник, покинувший ради иноческого подвига высокую государственную должность и прославившийся строгой жизнью и исцелением больных. Он жил в пещере на самой вершине горы, не был замечен разбойниками, но стал свидетелем разграбления монастырей, убиения иноков и пресвитера святого места Феодула.

Господь не допустил полного разорения и запустения святого места, и поныне там стоят монастыри, и подвижники в пещерах неустанно славят Его.

Нам известны лишь несколько имен убиенных, это: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V)

игумен Филарет,
насельник
Раифского монастыря