Праздники


13.10.2006

Осеняемы пришествием Богоматери

Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, - это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так: Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл святейшего родства, чище которого нет на земле.

17,88 Kb

 

 Во всех российских храмах 14 октября проходят торжественные богослужения. Русская Православная Церковь отмечает один из самых любимых в народе праздников — Покров Пресвятой Богородицы.

Этот праздник установлен в память о чудесном явлении Божией Матери в середине Х веке во Влахернской церкви Константинополя.

По церковному преданию, в ту ночь собравшиеся в храме усердно молились об избавлении Константинополя от угрозы нашествия врагов. Среди молившихся был и блаженный юродивый Андрей (славянин, плененный и проданный в Константинополь в рабство). Подняв глаза к небу, он вдруг увидел идущую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом Ангелов и святых. Увидел Ее и ученик блаженного, Епифаний. Преклонив колена, Богородица долго молилась. Затем сняла со Своей головы омофор (покров, покрывало) и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя тем самым защиту от врагов видимых и невидимых, подаваемую по Ее молитвам христианскому миру...

На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли. Покрову Божией Матери посвящен собор, возведенный Иваном Грозным на Красной Площади и известный под названием собора Василия Блаженного.

Примечательно, что Греческая Церковь не знает этого праздника. Хотя во Влахернском храме сохранилась память о дивном явлении Богоматери — в ХIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал блаженный Андрей.

«Мати — се сын Твой!» — звучит с Креста из уст Божественного Страдальца. И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названным сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь — Твоим великим горем и слезами, и, главное, непрестанная дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир заполнился многими знамениями покровительства Божией Матери — знаками Ее Материнской любви.

Примерам несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней...

Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, осадило город Константинополь с единственной целью — стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной.

Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыхание смерти. Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится Покровом от грядущей на них беды.

Православная Россия — УДЕЛ Божией Матери. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь, многочисленными Своими иконами, являя русским людям Свой Покров.

Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери — Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством.

Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов †1857 г.) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.

В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году был установлен Всероссийский праздник Казанской иконе, совершаемый 22 октября. В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.

Смоленская икона Божией Матери (она же «Одигитрия» или «Путеводительница») была привезена в ХII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей.

В ХIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе.

Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли Она от нас, Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для Матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть малое стадо сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией, мы не погибнем. Мы не должны ни сомневаться, ни смущаться всем тем, что видим и слышим теперь.

«На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог», — так говорят святые отцы.

Разве не читаем мы с вами 20 столетий назад написанные апостолом Павлом слова, обращенные к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился и не понял во всей полноте эти слова, а нам остается тоже удивляться, видя их сбывшимися: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». И последние слова — заповедь нам: «Таковых удаляйся»!

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)