Праздники
День памяти новомучеников и исповедников Российских
Начиная со времени царствования Петра I до начала первой мировой войны население России выросло более чем в 10 раз, но в то же время число православных храмов увеличилось лишь в 4 раза. Если же мы посмотрим на положение монашества, то увидим ошеломляющие цифры: в 1701 году было 1200 монастырей, ко второй половине XVIII века — только 380. И лишь к концу царствования Николая II прежнее количество почти восстановилось.
Это похоже на то, что мы видим и сейчас — та же картина большого роста числа храмов и монастырей после гонений. Но это внешний рост, который еще не вполне достигает необходимой внутренней глубины. Мы еще далеки от той духовной высоты, на которой стояли наши предки.
Но, к сожалению, время возрождения России в начале XX века и в наши дни имеет еще одно сходство: сейчас, как и тогда, наряду с отрадным явлением возрождения духовности, развивается так называемая «свобода», но это свобода для греха. Сейчас мы столкнулись с массированной пропагандой насилия и разврата. То же было и в начале прошлого века. И тогда распространялось пьянство, курение, карточные и другие азартные игры... И тогда деньги повсюду начинали становиться во главе всех ценностей. Эти страшные явления духовной деградации затрагивали в том числе и Церковь.
Например, когда весь день и всю ночь шло прощание с находившимся в храме телом Пушкина, тогда после похорон весь пол в храме был усеян окурками...
В этих условиях борьбы возрождения и разложения, борьбы святости и соблазна наши Новомученики явили пример личной победы над этими грехами. Они явили нам пример великой любви, любви к Богу и к людям.
Как они любили Господа? Это выражалось в первую очередь в молитве, в церковных службах. Церковь постоянно призывает совершать утренние и вечерние молитвы. Но возможно ли прочесть все эти молитвы от начала и до конца без книги, на память? А если придется попасть в тюрьму и не будет книг?.. Наши Новомученики знали наизусть не только ежедневное правило, но совершали по памяти все церковные службы: вечерню, утреню и даже Божественную Литургию. Вы видите, что мы совершаем Литургию на Престоле. В условиях же лагеря бывало: один из страдальцев ложился, и Литургия совершалась на его груди, как на живых мученических мощах.
Сможете ли вы молиться, зная, что завтра расстрел? Они же молились и в самое время, когда их расстреливали. И отец с сыновьями говорил: «Расстреляйте сыновей на моих глазах, что бы я помолился о них, а потом меня» (прот. Философ Орнатский). Мы должны взять с них пример, и так напитать молитвословиями свою душу, чтобы уметь молиться в любых условиях.
Новомученики явили нам и великий пример любви к людям. Возлюби ближнего, как самого себя, глаголет Господь, а мы привычно вопрошаем: «и кто есть ближний мой»? Ближними для Новомучеников оказались уголовники, и среди них самые отъявленные. Лагерное начальство умышленно помещало верующих среди самых отбросов воровского мира. К пыткам охраны прибавлялись изощренные побои и издевательства этих, казалось бы, совсем потерявших образ Божий людей. Но именно в этих условиях они молились и совершали эти службы Богу по памяти. И происходило самое великое чудо, которое только возможно на этой земле — чудо преображения человеческих душ.
Лик Новомучеников — это многие тысячи. Причислены к лику святых около полутора тысяч, и это число постоянно растет. Чтобы их страдания не остались тщетными, чтобы их подвиг не пропал даром, мы с вами должны обязательно воспользоваться этим примером любви.