Праздники
«Христос раждается, славите!..»
Тихо, бесшумно сошел на землю и воплотился Сын Божий. Как капля росы падает на землю, так сила Вышнего осенила Пречистую Деву, и родился от Нее Спаситель мира. Но мир не заметил великого дела, совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было направлено на дела житейские и на громкие мирские события.
Рим укреплял свою власть над народами и свою государственную мощь. Греция развивала искусства и предавалась утонченному служению плоти. Восточные народы пытались в явлениях природы найти ответы на все запросы духа.
Иудеи горячо жаждали освобождения от чужеземной власти и ждали избавителя в лице Мессии — земного царя.
Однако житейские дела не давали удовлетворения людям, даже когда они были успешны. Все сильнее чувствовалось «томление духа» по правде и ощущалось, что мир, погрязая в суете и пороках, грядет к гибели.
Не только иудеи ждали избавителя, но лучшие из язычников находились в ожидании Некоего, Который спасет человечество от гибели.
Но каждый по-своему представлял себе Его пришествие, и, будучи сам плотским, не мог помыслить о духовном. «Иудеи знамения просят, и еллины премудрости ищут» (1 Кор. 1:22).
И никто не ждал Спасителя кроткого и смиренного сердцем, облеченного не земной, а небесной славой.
А таким именно был «хотяй всем спастися и в разум истины прийти».
Не внешней силой или кичливой мудростью пришел Он воцариться над народами, не «привидении устрашая» (молитва водосвятия), а в зраке раба пришел Спаситель поднять на Себя грех Адамов, понести на Себе тяжесть человеческую, быв доступен каждому.
«Сын человечь не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многих» (Мк. 10:45; Мф. 20:28).
Соответственно сему рождается Он в вертепе, в малом граде, куда на время переписи прибыло богатое лишь добродетелями семейство бедного плотника праведного Иосифа. Никто из живущих на земле не представлял себе, что в таком убожестве появится Избавитель и придет к людям Царствующий над всеми тварями.
И даже сам князь тогдашнего мира сего, гордый противник Божий — дьявол оказался обманутым и не узнал в Родившемся Того, Кому позавидовал, когда еще был Ангелом. Сокровенная от его власти предвечная тайна о спасении рода человеческого могла познаться лишь теми, кто внимают голосу с неба и туда устремляют свои взоры.
Услышали пастыри Ангелов, поющих плотское Христово пришествие, — те бедные Вифлеемские пастухи, единственным источником мудрости коих была открытая книга Премудрости Божией, явленной в красоте Его творений, не тронутых грешной рукой человеческой.
А не услышавшему ангельского пения всему остальному человечеству небо ярким светом воссиявшей на нем звезды словно устами возвестило, что «во своя прииде Свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин. 1:9, 11).
Ко всем обращалось небо, повевающее славу Божию. Но лишь цари-волхвы, искавшие в нем откровения судеб Божиих и готовые всюду пойти, чтоб найти истину, уразумели голос неба. Собравши свои сокровища, чтобы принести в дар новорожденному Царю, они оставили свои престолы, покинули родную землю и пошли, сами не зная куда, следуя лишь течению звезды, возвещавшей им путь к Царству вечному.
Тяжел был путь, но свет звезды Вифлеемской освещал его. И мудрецы-волхвы, преодолевая все препятствия, шли по стезям, указываемым небом, отрешившись от своей воли. Звезда привела их в Иерусалим, где они услышали писаное слово Божие, а затем в Вифлеем, где они узрели воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу Правды.
Мир продолжал бушевать своими страстями.
Ирод, узнав о рождении вечного Царя, искал убить Его; не нашедши Его, он умертвил множество младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе. Тайна сия для живущих по стихиям мира сего оставалась тайной. Он стоял посреди людей, а они Его не знали (Ин. 1:31).
Лишь постепенно открывался Он чистым сердцем, искавшим правды, готовым стоять за истину, открываясь и тем, кто желал очищения сердца, кто готов был свою волю покорить воле Небесной.
И настало время — свет Вифлеемский озарил все концы вселенной.
Ныне опять бушует мир! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто «испытует свидения Его и всем сердцем взыщет Его» (Пс. 118:2). «Всуе шатаются языцы и людие поучаются тщетным! Жезлом железным, яко сосуди скудельничи, сокрушит Он прогневающих Его» (Пс. 2:1, 9).
А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог! «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!»
Христос родися!