Интервью


14.10.2004

Мир не только возможен, но и вполне реален

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

ПОЛНОТА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ВОЗНОСИТ МОЛИТВЫ О ЖЕРТВАХ ТЕРАКТА В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Вечная память и вечный покой погибшим. Да исцелит Господь боль раненых и скорбь понесших утраты. Ныне государственные власти при поддержке всего народа должны любыми средствами не допустить повторения подобных трагедий. От того, удастся ли это, зависит будущее страны. Призываю всех жителей России хранить мужество и мудрость, не позволять столкнуть друг с другом народы и религии.

Панихида по жертвам терактов состоялась в том числе и в Раифском монастыре

Из письма БЛАЖЕННЕЙШЕГО ПАПЫ И ПАТРИАРХА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПЕТРА, направленного незадолго до его трагической кончины:
«Молясь об упокоении невинных жертв слепого насилия, а также об утешении их родственников и близких, желаем, чтобы Господь Бог простер с небес всемощную Свою десницу к плачущему и скорбящему народу России...»

«Нет никаких оправданий бесчеловечным действиям террористов, которые нарушают Божеский и человеческий закон. Вместе с единоверным нам российским народом вся АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ скорбит о безвременной гибели сотен людей, особенно детей, чья жизнь, бесценный дар Божий, была отнята преступниками...»

Священный Синод БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ решительно осудил «зверское посягательство на жизни беспомощных детей и других невинных жертв, которое потрясло землю и небо».

 

На месте трагедии. Беслан, 3 сентября 2004 г.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента итальянской газеты «Corriere de la Sera» в связи с трагическими событиями в Беслане 1 сентября.

— Какими Вы видите новые религиозные сценарии в мире в связи с усилением экстремизма?

— Последнее время роль религиозности в обществе усиливается. Терпят неудачу попытки ограничить религию рамками частной жизни. Правительства и народы многих стран убедились в том, что секулярное общество с минимальными проявлениями религиозности — это не гарантия от конфликтов, а их стимулятор. В то же время некоторые деструктивные силы пытаются использовать усиливающийся религиозный фактор в своих низменных целях.

Волна экстремизма и особенно терроризма, которые, уверен, противоречат практикам всех традиционных мировых религий, должна подвигнуть к активизации их диалога, целью которого стало бы преодоление угроз межрелигиозному миру. Конечно, экстремизм возникает в определенных социальных условиях, и любая религиозная община должна стараться в сотрудничестве с государством и обществом изменить эти условия в лучшую сторону.

Стремление исцелить агрессивные устремления людей привело бы к воплощению в жизнь призыва святого апостола Иоанна: «Будем любить друг друга, потому что любовь отожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4. 7). Я в связи с этим полагаю, что борьба с экстремизмом не должна идентифицироваться в сознании уничтожением конкретных лиц, с ненавистью по отношению к каким-либо религиозным, национальным и социальным группам. Практика создания образов врага, которая иногда используется недальновидными политиками, может привести к усилению противоречий в обществе.

— Будет ли возможен настоящий прочный мир между исламом и христианством?

— Возможность мира между христианством и исламом никогда не вызывала сомнения у Русской Православной Церкви. Тот факт, что на протяжении столетий в России православные мирно живут бок о бок с мусульманами, является доказательством возможности такого мира. Есть множество примеров взаимопомощи и сотрудничества на уровне местных религиозных общин. Наш опыт сосуществования мог бы быть весьма полезен для всего мира, и Русская Православная Церковь рада этим опытом поделиться. Православные весьма заинтересованы в том, чтобы как можно меньше людей верило в «необходимость» борьбы цивилизаций по Сэмюэлу Хантингтону. Мне представляется очевидным, что традиционным религиям зачастую вообще бывает легче найти мир друг с другом, чем с носителями идей, противостоящих любым проявлениям религиозности. С такими настроениями мы боролись в Советском Союзе. Не изжиты они и в западном мире.

Русская Православная Церковь активно поддерживает институциональный диалог с мусульманами в рамках Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств. Одна из целей такого диалога — минимизировать опасность возникновения противоречий, создающих угрозу миру. И опять же подчеркну, что результаты этого диалога еще раз подтверждают: мир не только возможен, но вполне реален и необходим.

— Что могут сделать христиане для достижения этой цели?

— Каждый христианин должен помнить, что мира не будет в мире сем, если не будет его в душах наших. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое и, напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе», — говорит апостол Павел (Рим. 2. 9-10).

Преподобный Серафим Саровский — великий подвижник XIX века, 250-летие со дня рождения которого мы недавно праздновали, — говорил: «Стяжи дух мирный, и тысячи вокруг тебя спасутся». Следуя заповедям Господа нашего Иисуса Христа, каждый человек способствует установлению как мира между религиями, так и всеобщего мира.

— Каковы на сегодняшний день надежды православного мира?

— Православный мир ясно видит те многочисленные угрозы, которые несет нам современность. К сожалению, в обществе есть силы, по разным причинам заинтересованные в том, чтобы люди ставили во главу угла удовлетворение своих страстей без оглядки на нравственные ценности и на окружающих, при чем попираются проверенные веками представления христианства о добре и зле, о достойном и постыдном. Русская Православная Церковь никогда не соглашалась и не согласится с тем, что такое допустимо под каким-либо предлогом. Более того, исходя из учения о богоданной свободе человека, мы сделаем все, чтобы подобный выбор не был предопределен осознанной пропагандой антихристианских ценностей, которая, как нам видится, направлена во вред не только отдельным индивидам, но и всему человечеству.

В то же время мы полны оптимизма, ибо надеемся прежде всего на слова Господа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12. 32). В российском обществе мы находим немало сочувствующих, в том числе среди общественных и государственных деятелей, которые разделяют наши представления, подтверждая тем самым надежду на милость Божию к православному миру.

— Атеизм еще сильно распространен среди людей? Что осталось от атеизма у людей?

— Россия переживает благодатное время возрождения церковной жизни. Открываются новые и восстанавливаются старые монастыри и храмы, развивается приходская деятельность, растет качество религиозного образования. Можно говорить, что время господства атеизма далеко позади. При этом надо помнить, что атеизм, господствовавший в советское время, по большинству был не свободным выбором, а насилием над сознанием людей. И поэтому неудивительно, что многие и многие мои соотечественники в наше время возвращаются к Православию, как к исконной духовной традиции.