Интервью


27.01.2007

Святейший Патриарх: "Я молитвенно желаю... "

— Ваше Святейшество, в конце прошлого года состоялись заседания Синодов обеих частей Русской Церкви — Московского Патриархата и Русской Церкви За-границей. Было принято решение о восстановлении общения между Зарубежной Церковью и Церковью в Отечестве. Как Вы оцениваете значимость этих решений?

— Подписание «Акта о каноническом общении», которое предстоит совершить в ближайшем будущем, станет событием огромного значения. 80 лет мы были разделены. И тем не менее, несмотря на трудности, начался путь к обретению церковного единства, которое было утрачено в результате революции и Гражданской войны.

Первое поколение эмигрантов, столь любивших свою Родину и желавших возвращения в Россию, не дожило до того радостного момента истории, когда стало возможно воссоединение Русского зарубежья с Россией и Церковью в Отечестве. Но представители второго и третьего поколений русских эмигрантов, живущих сейчас в самых разных странах, радуются тому, что их надежды и чаяния их отцов и дедов наконец-то сбылись.

— Ваше Святейшество, какой Вам видится дальнейшая совместная духовная жизнь двух частей Русской Церкви? Какие проблемы, на Ваш взгляд, могут возникнуть после объединения?

— Надо, в первую очередь, подписать «Акт о каноническом общении», а потом постепенно будем разрешать другие еще существующие в наших отношениях вопросы и проблемы.

— Пожалуйста, поделитесь своими мыслями по поводу ситуации, сложившейся в Косово и вокруг него.

— Я сердечно поздравляю Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Патриарха Павла, епископат, клир, монашествующих и всех православных верующих сербов, которые отмечают в эти дни праздник Рождества Христова. Я молитвенно желаю в радости встретить этот великий и спасительный праздник. Желаю, чтобы меньше в эти дни было скорбей и огорчений, чтобы нашла свое разрешение трудная проблема Косовского края, которая особенно важна для Православной Церкви Сербии, потому что здесь находятся основные ее святыни.

— Есть ли у Церкви какая-либо программа помощи приходам, находящимся в деревнях и селах?

— Заботу о сельских приходах проявляют во всех епархиях нашей Церкви. Мы знаем, что численность населения российской деревни неуклонно падает. Кстати сказать, в некоторых регионах в советское время, закрывая городские храмы, часто оставляли действующими сельские храмы — большие каменные церкви. Поэтому во многих епархиях существует определенное количество сельских приходов, никогда не закрывавшихся. Эти храмы посещают сегодня буквально единицы верующих. Этим продиктована забота каждой епархии о бережном сохранении святынь, которые созидались для духовной поддержки людей, любивших землю и работавших на ней. Я думаю, что возрождение как сельского хозяйства, так российской деревни в целом, с ее духовно-культурными ценностями и памятниками, — это забота не только Церкви, но и, в не меньшей степени, государства. Россия с ее просторами уникальна, и не обрабатывать эту землю — грех. Россия должна сама себя кормить, а не ожидать, что ее кто-то накормит.

— Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, как обстоят дела с введением в школах уроков по Основам православной культуры? Способствует ли или противодействует их введению Министерство образования?

— В целом ряде регионов Основы православной культуры уже вошли в жизнь российской школы и их преподавание приносит свои положительные плоды. Но понимание встречается не всегда и не везде. Раздаются голоса, призывающие не допустить, как они говорят, «введения Закона Божия в школах». Но Основы православной культуры — это отнюдь не то же самое, что Закон Божий. Это культурологический предмет, а культуру своей Родины должен знать каждый образованный и культурный человек.

Года четыре назад проходила встреча, посвященная вопросам преподавания этого школьного курса, на которой присутствовали некоторые губернаторы и представители регионов. Также в ней принял участие тогдашний министр образования Филиппов.

Вице-губернатор Калининградской области обратился к министру с просьбой разрешить в виде исключения ввести в его области преподавание Основ православной культуры. Он просил сделать это немедленно. Почему? Потому что 60 % молодежи и детей в Калининградской области никогда не были в остальной части России. Они часто ездят в Польшу, в Литву и у них в связи с этим ощущается определенный отрыв от своей Родины, от своих корней, своей истории.

Сейчас там этот предмет преподается в школах, не вызывая ни у кого никаких нареканий. Также обстоят дела с преподаванием Основ православной культуры в Новосибирской, Курской, Белгородской областях, частично — в Московской. Я думаю, что и дальше мы будем развивать и расширять преподавание Основ православной культуры. Хотя возражения раздаются постоянно.

Cпрашивают: а как же мусульмане, неужели их будут заставлять учить православную культуру? При компактном проживании последователей ислама пусть в этих регионах преподают Основы мусульманской культуры. Это уже предпринимается, например, в Татарстане. Поэтому вызывают недоумение выступления президента этой республики с возражениями против преподавания Основ православной культуры.