Интервью


18.07.2007

Гость Раифского монастыря – о духовном образовании

В день приезда в Раифу протоиерея Александра Салтыкова, декана факультета Церковных искусств Свято-Тихоновского Богословского института, шел бесконечный дождь. Но ничто не мешало ему видеть красоту природы, которую подарил нам Господь... Об этом говорит и фотография, сделанная на озере у стен монастыря... Хотя наша беседа шла не о красоте и искусстве. Нет. Мы говорили о современном духовном образовании.

 

Госдума рассмотрит возможность государственной аккредитации религиозных вузов

В Госдуму внесен законопроект, предполагающий возможность получения выпускниками духовных школ и религиозных учебных заведений дипломов государственного образца.

В законопроекте, разработанном членами фракции «Единая Россия», председателями думских комитетов по образованию Николаем Булаевым и по делам общественных и религиозных организаций Сергеем Поповым, предусмотрен особый порядок государственной аккредитации религиозных вузов, сообщает ИНТЕРФАКС.

В частности, духовным академиям, согласно документу, теперь не обязательно будет иметь в своем штате 60% докторов и кандидатов наук, признанных государственной Высшей аттестационной комиссией, а семинариям (что соответствует уровню институтов) — 55 процентов докторов и кандидатов.

Между тем в Русской Православной Церкви полагают, что после возможного принятия закона для получения аккредитации понадобится еще около пяти лет, так как потребуются изменения в госстандарте, который пока не предусматривает подготовки священников и проведения религиозных обрядов.

Кроме того, по словам юриста Московской Патриархии, законопроект не решает проблемы признания ранее выданных дипломов.

Помощник ректора Московской духовной академии игумен Мелетий (Соколов) одобрил законопроект. По его словам, семинарии и духовные академии готовы перейти к обучению по государственному стандарту «теология». Для этого им необходимо будет ввести всего один предмет — физкультуру.

В Совете муфтиев России и в Федерации еврейских общин России также считают, что реформа повысит престиж их учебных заведений.

На Раифском озере у стен древней обители. Фото Матушки Татианы,

— Отец Александр, Вы впервые в Раифе?

– Первый раз я был здесь очень давно. Где-то, наверное, в семидесятых годах. Что здесь было – не мне Вам рассказывать… Второй раз я приезжал на 450-летие Казанской епархии... Это фактически два разных мира.

Вся духовность в целом сделала громадный рывок вперед. Это выражается не только в том, что построены новые храмы и соборы. Главное – открыты духовные учебные заведения. Чего стоит одно только то, что ректору Свято-Тихоновского университета и его соратникам удалось доказать необходимость изучения теологии в вузах страны! По-моему, это большой подвиг. Ведь теологию не хотели признавать как научную дисциплину. Это шло вразрез с марксистской идеологией, вразрез с воспитанием советского человека…

— Значит, в какой-то степени наступил расцвет духовного образования… А каков его современный уровень?

— Я могу точно сказать, что миновал период начала 90-х годов, когда у нас несколько лет был очень сильный приток абитуриентов. Тогда пришли учиться взрослые люди, представители верующих поколений. Сейчас число абитуриентов пополняют прежде всего школьники выпускных классов и люди, близкие к ним по возрасту. Поэтому сейчас мы ощутили некоторый спад уровня. Первая причина этого — разные пороки у нашей молодежи: личность разваливается, не успев сформироваться. Вторая — в том, что поспешили отказаться от той системы общего образования, которая была в советское время, исходя из того, что все советское – плохо… Вот сейчас навязывается Болонская система: четыре года — бакалавр и шесть лет — магистр. Не хотелось бы переходить на новые стандарты…

— Но хотим мы того или не хотим, «похожесть» в системе образования просто необходима для выпускников наших вузов, если мы желаем, чтобы не происходило перетекания наиболее способной части нашего студенчества в западные страны.

— Но это еще открытый вопрос… А что касается контингента абитуриентов, скажу: контингент очень распущенный. Даже церковная среда сильно изменилась.

Да, люди стали изучать глубже истоки церкви, но не культуры. Я сужу не понаслышке. Поступающие к нам не знают даже русского языка. Из-за этого нам пришлось ввести на экзамене изложение вместо сочинения… А на первом курсе мы преподаем русский язык… Ни грамоты, ни стилистики не знают, не умеют даже говорить по-русски. А ведь это — многие молодые люди из церковных семей. Да, процесс очень противоречивый и очень сложный. Хотя надо признать, что к концу обучения они становятся более культурными людьми. Признаюсь, многих берем из сердобольности, надеясь на их способности, на их стремление к вере в Бога.

У нас больше внимания уделяется религиозному воспитанию. Очень большое значение имеет духовничество. Я на своем факультете требую, чтобы у каждого студента был духовник. Ведь в случае каких-либо трудностей мы, преподаватели, всегда обращаемся к духовникам — это очень действенная мера. А в самом процессе учебы их помощь нам просто необходима. И вместо того, чтобы выгнать студента за неуспеваемость, мы просим духовника усилить свое попечение.


У чудотворного образа. Раифский монастырь Казанской епархии Московского патриархата.«Что будет, и чего нам ждать? Но я этого просто не знаю. Сейчас, надо сказать, наступила особая историческая эпоха, особые искушения, как будто бы всюду мир, но мир очень шаткий. Искушение «земным раем» сейчас велико, как никогда. Каждый стремится к «земному раю», к маленькому своему «райку» в своих квартирах, чтобы все было, как в раю, а так быть не может. Если люди не поймут, что духовные ценности, которые даруются только Иисусом Христом, есть высшая ценность, они перестанут цепляться за свои дешевые игрушки окружающей жизни, то тогда мы еще увидим много светлого и благодатного...»

Из интервью Православного паломнического центра «Россия в красках» в Иерусалиме.

У чудотворного образа «Грузинская-Раифская» июль 2007


— Есть ли уже среди ваших бывших студентов какие-то яркие личности?

— Конечно. Много ярких богословов, философов. Издается целый ряд богословских изданий. Весь институт держится на собственных кадрах. В 90-е годы мы стояли перед большой проблемой нехватки преподавателей. А сейчас? Сейчас наши бывшие студенты сами преподают во многих семинариях…

— А все ли по окончании университета принимают священный сан?

— Сказать точно не могу, но цифра священнослужителей уже за 100 — из тех, кто у нас учился. И потом, у нас ведь есть факультеты, на которых учатся женщины.

Хочу отметить, что все наши люди, которые получили церковное образование, должны в первую очередь быть признанными в государстве и в мире. Вот оканчивает человек, например, семинарию, а никакого веса в обществе не имеет… Сама Церковь должна продвигать активную аккредитацию государством церковных школ, чтобы их выпускники были признаны государством как полноценные специалисты. Чтобы они смогли потом работать в обществе воспитателями, организаторами, педагогами, редакторами, лекторами. А этого, к сожалению, сейчас не происходит.

— «Получение духовного образования по затратам и по системным усилиям должно стать центральной областью жизни Церкви»... Об этом постоянно говорит и Святейший Патриарх.

В настоящее время у отца Александра три места служения. Одно — это храм Воскресения Христова в Кадашах, в котором он является настоятелем, другое — музей имени преп. Андрея Рублева, третье — факультет церковных художеств Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета.

— Всё это довольно разнообразно...

—…И успеть везде нельзя, но в общем все эти служения объединены одним и тем же духом — духом Православия.

— А как Вы пришли к вере и давно ли?

— (Улыбается). К вере пришел давно — 66 лет назад... Конечно, у людей разные судьбы, и я знаю множество священников, очень достойных, которые пришли к вере в зрелом возрасте. А мне повезло: дело не в том, что у нас была прекрасная домашняя библиотека. Мой отец был очень эрудированным человеком церковной среды. Я даже школу советскую не заканчивал. Меня отец после первого класса перевел на заочную школу – экстернат. Это сейчас как домашнее обучение. Потом я поступил на исторический факультет МГУ. Я занимался также рисованием. В институте у меня были высококвалифицированные друзья, старшие, которые очень много для меня сделали. И сейчас я рад, что я декан, и что свой опыт я могу кому-то передать…

Необходимо донести до студента, художника-иконописца все должные знания: чтобы он знал и глубоко постиг символику иконы, всю ее канонику, чтобы весь этот процесс был творческим, проходящим через сердце и душу... Ведь речь идет об изображении Бога, вечной жизни, и здесь нужно быть верующим человеком… И всякая икона может стать чудотворной. Значит, на художнике лежит колоссальная ответственность. И это все мы стараемся вложить в наших студентов. И художник, который просто берет альбом и просто срисовывает иконы — он многого сделать не сможет. Ведь сама специфика требует, повторюсь, глубокого профессионализма. Все церковные предания столетиями вырабатывали действительно сложный язык, который как раз и говорит о вечности… Нашим школам всегда был важен и свойственен дух церковности, трепетного отношения к вероучению. И это очень важно при всех изменениях в образовательной системе.