Интервью


28.09.2007

Диакон Андрей Кураев: «Надо помочь неправославным детям вжиться в общероссийскую культуру...»

Известный миссионер уверен, что преподавание Основ Православной Культуры должно быть не факультативным, а обязательным школьным предметом...

Диакон Андрей Кураев. Фото http://kuraev.ru/foto

 

Найти общую форму…

Президент Российской Федерации Владимир Путин убежден в том, что приказом сверху нельзя вводить обязательное изучение в школах предметов «по религиозной тематике», передает «ИНТЕРФАКС».

«Ко мне поступило обращение Всемирного русского конгресса по этому поводу», — подтвердил В. Путин. В то же время он отметил, что к нему также «поступило обращение представителей интеллигенции России по поводу того, что наше государство все-таки является светским».

В связи с этим Президент подчеркнул: «У нас в Конституции записано, что Церковь отделена от государства». «Вы знаете, как я сам отношусь, в том числе к Русской Православной Церкви. Но если кто-то считает, что сейчас надо поступить по-другому, иначе, то надо менять Конституцию. Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься», — сказал Владимир Путин. «Что касается воспитания детей в духе наших четырех религий — я за это... Единственное, надо найти приемлемую для всего общества форму».

- "Обучение российских школьников «Основам православной культуры» должно быть обязательным, а не добровольным", - заявил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, передает Интерфакс-Религия. По его словам ОПК должны стать обязательным курсом именно для того, чтобы облегчить неправославным детям вживание в общероссийскую культуру. При этом, подчеркнул отец Андрей, на уроках по ОПК «должно быть не обращение в Православие, а рассказ о внутренней логике мира православного человека».

Поэтому, говорит диакон Андрей Кураев, такие уроки вполне могут быть обязательными, не предполагающими деление учеников по национально-религиозному признаку. «Чтобы не было столкновений, чтобы русский народ не ощущал себя и свои святыни угрожаемыми со стороны миграционных потоков, важно помочь гастарбайтерам сориентироваться на местности», – сказал известный проповедник.

Комментируя опубликованное на сайте Министерства образования и науки «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации», в котором говорится, что ОПК могут вестись только на основе добровольности и свободы выбора при соблюдении законных интересов и прав других религиозных организаций и нерелигиозной части общества, отец Андрей заметил: «Эта естественная по нашим временам оговорка воспринимается как ритуальный оборот. Но в данном случае именно она оказывается не то палкой в колесе, не то пятым колесом в телеге».

Он пояснил, что такая оговорка уравнивает в правовом отношении две разные вещи: собственно религиозное обучение и культурологический разговор. «Если Министерство считает ОПК религиозным предметом, то такой договор бессмыслен, ибо порядок религиозного обучения в светской школе достаточно четко прописан в «Законе о свободе совести»… И этот порядок как раз и говорит о добровольности. Если же речь идет о преподавании культурологического предмета «Основы православной культуры», то зачем тут соглашение между министерством и кем-то? Это все равно, что заключать соглашение между министерством образования и Великобританией о том, как преподавать Шекспира в российских школах», — отметил отец Андрей.

В заключение диакон Андрей Кураев добавил, что правовое уравнивание уроков по культурологии Православия с собственно религиозными уроками означает, что «Церковь не сможет выйти из своего гетто, и светские дети так и останутся заложниками телеразвлечений».

Седмица/Русская линия


Первая партия учебников «История религий» поступила в школы Татарстана к началу учебного года, заявил министр образования и науки республики Наиль Валеев.

По мнению министра, в такой многоконфессиональной стране, как Россия, необходимо изучать историю не одной религии, а разных. «Нас поддержал министр образования Андрей Фурсенко. На одной из встреч с ректорами вузов он сказал, что надо изучать именно историю разных религий, а не историю только православия или только ислама. Эта однобокость, по его мнению, ведет к столкновению национальных интересов, нарушению толерантных взаимоотношений в обществе», — сказал Н.Валеев.

Он также сообщил, что новый учебник напечатан в Москве, сколько экземпляров поступит в Татарстан и — по заказам — в другие регионы, решает Минобрнауки РФ. Для начала курс «Истории религий» будет преподаваться факультативно, вести уроки будут учителя истории.

«Ничего и никому навязывать мы не собираемся, жизнь покажет, интересна ли эта дисциплина школьникам, учителям, родителям», — подчеркнул министр.

Как сообщалось, курс «История религий» (под ред. члена-корреспондента РАН Андрея Сахарова) предназначен для учеников 10-11 классов. Он рассчитан на 34 часа с возможностью расширения до 68 часов.

В учебнике представлены четыре религии, наиболее распространенные в России, — христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Учебник позволяет получить полное представление о каждой религии — в нем рассказано о возникновении, истоках религий, основных догмах, обрядах и таинствах, показана эволюция религий от момента возникновения до нынешнего состояния.


Образование: новые дисциплины

С 1 сентября половина российских школьников начинают изучать культурологические дисциплины, связанные с традиционными религиями

«Изучение истории и культуры традиционных религий в рамках регионального компонента организовано как минимум в каждом втором субъекте Российской Федерации», – сообщила «ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИИ» замглавы департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Татьяна Петрова.

По ее словам, примерно в каждом десятом субъекте количество обучающихся данным предметам превышает цифру в десять тысяч, а в каждом пятом регионе эта цифра колеблется в размере от тысячи до десяти тысяч школьников.

Изучение истории и культуры традиционных религий, по словам представительницы Минобрнауки, наиболее распространено в регионах Центрального федерального округа, где «эти предметы, как правило, базируются на истории и культуре Православия». Далее следует Южный округ, в регионах которого «вследствие очень пестрого национально-религиозного состава населения», отметила Т.Петрова, изучаются, в первую очередь, такие предметы, как «Основы религии» или «Религии мира».

В Приволжском и Северо-Западном федеральных округах преподавание истории и культуры традиционных религий «ведется с меньшей интенсивностью», сообщила собеседница агентства. При этом, по ее словам, во всех регионах страны эти курсы изучаются на факультативной основе.

Петрова также опровергла мнение о намерении министерства образования ликвидировать региональный образовательный компонент, в рамках которого сейчас преподаются в том числе «Основы православной культуры».

По ее словам, в результате проводимых сегодня изменений в формировании государственных образовательных стандартов «свобода регионов, как раз напротив, только повысится по сравнению с тем, что было раньше». «В результате у региональных органов управления образованием и самих образовательных учреждений появится возможность до одной трети учебного времени заполнять в соответствии с их особенностями», – сообщила представительница министерства.


Телеверсии «Основ…»

Декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков считает необходимым запустить на общероссийских детских телеканалах «Бибигон» и «Теленяня» телевизионные версии курса «Основ православной культуры».

«Уверен, это был бы прорывной проект. В Москве есть прекрасные кадры для преподавания этого предмета, а телевидение донесет их голос до самых отдаленных городов и деревень страны, помогая формировать у детей и молодежи нравственные убеждения, воспитывать личность с добрыми началами», — сказал В.Добреньков «Интерфаксу». Телевизионная версия «ОПК», по его словам, может стать «неким образцовым методическим пособием» для регионов и покажет, «как соблюсти меру в сочетании традиционной ценностной ориентации, соблюдении конфессиональных интересов молодых граждан России».