Интервью


24.01.2008

Важно чувствовать свою нужность

Морозным утром мы приехали в Раифский монастырь, место, известное не только среди казанцев. Нас встретил наместник, архимандрит Всеволод — приветливый и открытый человек. Вопреки ожиданиям (и опасениям) беседа с ним получилась очень легкая и интересная — отец Всеволод с видимым удовольствием вспоминал о своей юности, и с не меньшим удовлетворением — о сегодняшнем дне.

«МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС САМИХ»

— Отец Всеволод, честно говоря, с трудом удается совместить вашу активную комсомольскую молодость с вашим нынешним саном…

— Почему же? В мое время не поднимался вопрос веры. Я вступил в комсомол, при этом я не во всем был согласен с идеологией. Но мне нравилась сама идея организации, объединяющая молодежь. Сейчас подобных организаций не хватает, но я надеюсь, что что-то похожее будет создаваться все равно.

— Тогда был коммунизм, а сейчас единой государственной идеологии нет. Как Вы думаете, на основе какой идеи это может быть сделано?

— Мне кажется, патриотизм. Ведь как бы высокопарно это ни звучало, у нас, независимо от вероисповедания, одна родина, и она не имеет национальности. А вся проблема — в нас, если общество болеет, значит, мы его не лечим.

— Но каждый думает про себя: я один, а общество большое, и от меня ничего не зависит.

— Вот это ошибка! На самом деле все зависит от нас, мы должны служить России. Не работать для России, потому что работать — это зарабатывать, а служить — вкладывать свою волю, свои чувства в благополучие нашей страны. Это очень интересно, но и очень сложно. У меня есть девиз: в жизни важно чувствовать свою нужность, а не исключительность.

«Я ВСЕГДА ХОТЕЛ ЧТО-ТО СОЗДАТЬ НОВОЕ...»

— Комсомольская деятельность как-то помогла вам в дальнейшей жизни?

— Я был секретарем комсомольской организации, и всегда активно участвовал в общественной жизни. Я всегда хотел создать что-то новое, восстановить утерянное, вернуть то, что помогает, а не разрушает. Несмотря на отрицание религии, в идеологии комсомола основы взяты из христианства: возлюби ближнего своего как самого себя, не укради, не лжесвидетельствуй… Это все христианские законы, законы жизни.

Кстати, когда я был вожатым в пионерском лагере в Яльчике (я учился тогда в 10 классе), мы проводили КВН. Соревновались команды пионеров и вожатых. Дети были нечистой силой, а мы — попами, и я был главным. (Cмеется)

— Я знаю, у вас экономическое образование…

— У меня есть юридическое образование, а недавно я закончил Государственную академию госслужбы при Президенте Российской Федерации по экономической специальности. Ведь я не только духовное лицо, а еще и простой администратор. Мне нужно накормить, купить мебель, заплатить за свет, тепло... Создать условия, чтобы наши монахи жили в достойных кельях… Вера, молитва творится в храме, а храм — это еще и здание, где должно быть тепло и светло, где есть красивые иконы, чтобы сюда хотелось приходить.

НЕ БЫВАЕТ ДЕНЕГ ПЛОХИХ И ХОРОШИХ

— Сейчас многие главной целью ставят достижение определенных материальных ценностей. Как вы думаете, это хорошо или плохо?

— Этот мир так устроен: чтобы поесть, нужно купить, то есть нужны деньги. Но выше должна быть духовная пища. Можно приобрести все — корабли, острова, а на душе при этом будет уныние и пустота. Если нет внутренней гармонии, то все становится такое пустое, далекое и ненужное.

Если кто-то скажет, что он может прожить без денег, он слукавит. Но не нужно делать деньги идолами, нельзя называть их богами и поклоняться им. Некоторые говорят, что деньги есть кровавые, а есть хорошие. Сами по себе они не могут быть ни плохими, ни хорошими, этими смыслами их наделяет человек, который может купить на них оружие или подарки для детского дома.

Деньги не должны ставить точку в отношениях человека с людьми. Если для вас деньги важнее, чем жизнь другого, значит, вы как человек просто не состоялись. Когда кто-то «с жиру бесится», как мы говорим, не знает, чего бы еще такого купить, мы не имеем права его осуждать — ведь это его деньги, он их заработал. Но внутренне мы, конечно, негодуем. «Остановись, как лошадь в мыле, почуяв пропасть у копыт…» — это стихи Евтушенко, они написаны давно и даже одно время были запрещены. Такие люди должны останавливаться, вспоминать о том, что вокруг много нуждающихся, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, есть же наши дети…

— Но вот про своих детей, как правило, не забывают. Часто рассуждают так: я сейчас куплю сыну квартиру, машину, потом внуку…

— И так дальше… Нужно остановиться, когда чувствуешь, что деньги для тебя все.

Я постоянно общаюсь с людьми — и на исповеди, и просто так. Многие не хотят быть добрыми, потому что у них друзья злые, и они хотят быть похожими на них. Вот и получается, что мы «зависим от плохих», а когда мы будем «зависеть от хороших», тогда и общество станет лучше. Сложное и одновременно очень доступное средство. Слава Богу, сейчас мы из этого стали вылезать. Вспомните 90-е года, тогда всем было нелегко. К нам в монастырь приходили, чтобы отдать своего ребенка, а за него еще и корову в придачу, потому что не было средств содержать ни корову, ни ребенка.

Мы, священники, исповедуем каждый день и видим, какие происходят изменения в сердцах и душах людей: приходят к нам с большой бедой или с маленькими неприятностями. Можно сказать, что общество выздоравливает, но у нас еще очень много дел.

— В конце ноября вам был вручен почетный знак «Благотворитель года»… как вы относитесь к признанию ваших заслуг?

— Это не мои заслуги, а всех тех священнослужителей, всего духовенства, просто в моем лице. Если бы мне не помогали, и я бы не смог помочь тем, кто в нас нуждается, — мы подходим к полкам со множеством орденов. — Вот видите, эта награда. А вот орден Александра Невского, мне его вручили совсем недавно — за заслуги в укреплении православных традиций. Знаете, я в отношении наград как ребенок (смеется). В школе я собирал значки, и сейчас для меня не так важно, что мне награду дали, сколько, чтобы значок красивый был.

Вероника Журавлева