Интервью


04.10.2002

Об истине христовой в полный голос.

Патриарх Алексий II в Троицком соборе. Раифа, 1 сентября 1997 года— Каковы сегодня отношения Русской Православной Церкви и государства?

— По своей природе и предназначению Церковь и государство несут различные служения. Для Церкви главное — привести человека к вечному спасению. Людей, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства.

Сегодня отношения нашей Церкви с государством, как и в истекшем десятилетии, являются отношениями партнерства при невмешательстве в дела друг друга. Правительственные структуры все более активно привлекают к обсуждению многих проблем представителей Православной Церкви, справедливо полагая, что накопленный ею опыт сможет послужить на благо общества.

— Каким Вы видите будущее христианства с точки зрения взаимоотношений Православия и католичества?

— Двухтысячелетняя история христианства показала непреложность слов Господа о том, что врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16. 18). Мы веруем: слово Божие будет проповедоваться в мире до второго и славного пришествия Господа Иисуса Христа. Однако сложность современного бытия явно диктует необходимость объединения усилий всех христиан для активного сопротивления злу и для созидания жизни на евангельских основах.

Сегодня существуют два главных препятствия для развития диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами — католический прозелитизм на канонической территории нашей Церкви и конфликтная ситуация на Западной Украине, где греко-католиками были буквально разгромлены три православные епархии, а жизнь канонических православных общин до сих пор стесняется гонениями. Со времени своего возникновения эти проблемы приобрели очень сложный характер, и наша Церковь ясно сказала, что положительное развитие отношений с Церковью Католической станет возможным только тогда, когда Ватикан сделает реальные шаги для урегулирования данных проблем. В двадцатом веке были периоды, когда наш диалог проходил в весьма конструктивном русле, и хочется надеяться, что этот потенциал не будет растрачен. Ведь наши Церкви могли бы объединить свои усилия в делах миротворчества и милосердия, в общественном служении. Мы могли бы свидетельствовать современному обществу о христианских ценностях, отвечать на актуальные вопросы, волнующие людей, бороться с греховными проявлениями.

— Как Вы оцениваете духовное состояние народа, особенно молодежи?

— Общаясь с верующими, я вижу признаки истинного духовного воскресения народа, воссоздания Святой Руси. Оно выражается не только в посещении храмов, но и в активном участии многих людей в церковных трудах, в искреннем желании устроить жизнь по правде Божией. Отрадно видеть, что за последнее десятилетие состав прихожан наших храмов значительно омолодился. Юноши и девушки, приходя в церковную ограду, активно включаются в христианское делание.

— Какие ценности Православная Церковь может предложить светскому обществу с целью духовного возрождения?

— Христианству присущ абсолютный характер понимания истины. Современный человек осознает, что несмотря на успехи цивилизации, личность не становится благороднее. Личность, погруженная в стихию индивидуальных мирских интересов, постепенно осознает, как мало в ее делах, словах и мыслях правды, искренности, милосердия.

Православная Церковь, верная истине Христовой на протяжение двух тысяч лет, проповедует Евангелие Царства Божия, свидетельствуя о любви Господа к людям и об ответственности каждого из нас за судьбы ближних и всего мира. Если человек верит, что с физической кончиной жизнь его не прекращается, но продолжается в мире духовном, если он прилагает усилия для вечного спасения и для творческой реализации на земле, если он постоянно соотносит свои мысли и дела с заповедями Господа и старается быть соработником Ему, то окружающий мир преображается.

— В конце ХХ века Сербскую Православную церковь коснулись расколы и нестроения...

— Расколы представляют собой весьма болезненное и опасное явление. Святые отцы учат, что раскол есть не меньшее зло, чем ересь. Отпадая от Матери-Церкви, раскольнические структуры перестают быть Церквами в подлинном смысле. Они не имеют полноты благодатных и спасительных даров Святого Духа. Сугубая ответственность за зло расколов лежит на их лидерах, которые не только губят собственные души, но, пользуясь доверчивостью и неведением простых людей, увлекают их в свои безблагодатные сообщества.

Из опыта истории мы знаем, что зачастую расколы возникали из-за гордости и неудовлетворенных амбиций тех или иных священнослужителей, которые полагали, что должны занимать высшие должности и, не достигая этого в канонических Церквах, шли на разрыв с Матерью-Церковью, создавая незаконные структуры. Другой обычной причиной раскола является привнесение в церковную среду чуждого ей политиканства, попытка светских деятелей заставить Церковь жить исключительно по мирским законам, что для нее пагубно и разрушительно.

Благодарение Богу, история знает немало примеров уврачевания расколов и нестроений.

— Нужно ли ввести богословие в программу начальной и средней школы?

— Церковь крайне заинтересована во введении преподавания Основ православной этики и православной культуры в средней школе. Такое преподавание во многих местах уже осуществляется, однако оно должно быть поставлено на более прочную правовую основу. Поскольку Россия — страна многоконфессиональная, при подобном преподавании должен учитываться свободный выбор детей и родителей. Но совершенно недопустимо положение, при котором этическое воспитание основывается только на безрелигиозных постулатах. Мы также настаиваем на включении в программы высших учебных заведениях специальности «Теология», дабы у каждого молодого человека была возможность получить богословское образование в светских вузах, как это практикуется в большинстве стран Европы.

— Означает ли восстановление Храма Христа Спасителя, что Россия возрождается духовно?

— Последнее десятилетие отмечено возрождением церковной жизни во всей ее многогранности. Только в Москве по сравнению с 1988 годом число действующих храмов увеличилось в 9 раз. Количество монашеских обителей Русской Церкви умножилось более чем в 20 раз...

Храм Христа Спасителя занимает совершенно особое место в истории не только Москвы, но и всей России, а его воссоздание являлось одним из главнейших дел нашей Церкви за последние годы. Речь идет не только о восстановлении церковного здания, но и о всенародном акте покаяния за грех богоотступничества, о восстановлении исторической памяти и преемственности исторических судеб страны. Слово «покаяние» означает глубокое нравственное и мировоззренческое изменение, обретение подлинных, но некогда утраченных ценностей.