Интервью
Согласие и единство во Христе
Святейший Патриарх Алексий отвечает на вопросы московского корреспондента итальянской газеты «24 Часа» Серджио Росси.
— Каковы перспективы развития Церкви? Есть ли основания для оптимизма?
— В минувшем столетии Православная Церковь в России пережила невиданные по масштабу и жестокости гонения. Их последствия окончательно не преодолены до сих пор. Восстановление полноценной церковной жизни на постсоветском пространстве требует сегодня, по прошествии целого десятилетия после окончания преследований со стороны атеистического государства, огромных усилий. Речь идет не только о восстановлении некогда разрушенных и оскверненных храмов и монастырей. Речь идет о возвращении к жизни по Преданию Церкви, о творческом преображении окружающей действительности, о том, чтобы религиозная мотивация человеческой деятельности не воспринималась сегодня как нечто невозможное в цивилизованном мире.
Основы православной культуры: факультативное преподавание
— Примирение между различными христианскими конфессиями идет гладко или с преодолением множества препятствий? Какие существуют трудности на пути к примирению?
По мнению Патриарха...
— На мой взгляд, пока рано говорить о примирении как о свершившемся факте. Во взаимоотношениях между христианскими конфессиями имеется ряд серьезных трудностей. И, к сожалению, количество их в последнее время не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Одной из главных проблем является так называемый прозелитизм, то есть активная миссионерская деятельность тех или иных конфессий на территориях, где исторически существует другая христианская Церковь, в течение столетий влиявшая на формирование культур народов, населявших данные территории. Этим нарушается древний христианский принцип, заложенный святым апостолом Павлом, который писал: «Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15. 20). Ярким примером является Россия, которая, как и большинство других стран Содружества Независимых Государств, в начале 1990-х годов пережила небывалый наплыв иностранных проповедников, основавших религиозные общины, чуждые, а зачастую и прямо враждебные Православию, традиционному для нашей страны. Прозелитическая деятельность продолжается и по сей день. И сказать, что мы проповедуем Одного и Того же Христа, то есть делаем одно и то же дело, — означает закрыть глаза на реально существующие различия, остаться равнодушным к культурно-историческому богатству наций, и более того, признать историю своего народа ошибочной и несостоятельной. Мы решительно выступали и выступаем против такой «евангелизации» нашего якобы темного народа, обесценивающей и подрывающей авторитет дела христианского благовестия.
— Как Вы считаете, будет ли способствовать прошлогодняя встреча в Риме Президента Путина с Папой Римским процессу сближения между Римско-Католической и Русской Православной Церквами?
— Любое посредничество имеет смысл тогда, когда конфликтующие стороны не имеют возможности сесть за стол переговоров. Русская Православная Церковь была и остается открытой к конструктивному диалогу с Ватиканом.
Мы поддерживаем такой диалог. К тому же у нас сохраняются добрые отношения с отдельными епархиями, монастырями, приходами Римско-Католической Церкви. Мы успешно сотрудничаем с международными католическими благотворительными организациями. Ежегодно растет число как православных паломников, посещающих христианские святыни Запада, так и католиков, желающих прикоснуться к сокровищам православной духовности. Примеров доброго взаимодействия, подлинного интереса и уважительного отношения к иной духовной традиции достаточно много. И хотелось бы, чтобы их число постоянно росло. Если мы будем благожелательно относиться друг к другу, как христиане, с болью переживающие трагедию разделения, а не как конкуренты, то рано или поздно возникнут взаимно приемлемые решения.
Награда ПатриархаПатриарху вручили орден
Президент России Владимир Путин вручил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Глава государства поздравил Патриарха Алексия с 75-летием со дня рождения и 14-й годовщиной интронизации. Указ о награждении был подписан еще 23 февраля этого года.
Русская Православная Церковь «на протяжении тысячелетней истории всегда была со своим народом, активно принимала участие в государственном строительстве», — заявил Патриарх Алексий, принимая орден.
Глава Русской Православной Церкви заявил, что рассматривает высокую награду, как «оценку государством вклада Русской Православной Церкви в установление мира и согласия, взаимопонимания между народами».
ИТАР-ТАСС |
— Когда, по Вашему мнению, возникнут условия для того, чтобы все христиане смогли соединиться в лоне единой Церкви?
— Думаю, что любой христианин воспринимает факт отсутствия в христианском мире единства и существования всевозможных разделений как глубоко трагический. Заповедь о единстве была дана Самим Господом Иисусом Христом Своим ученикам (Ин. 17. 21). Сознавая это, мы в то же время помним, что заповеданное Спасителем единство должно быть прежде всего единством веры. Но за длительный период, прошедший со времени событий 1054 года, разделивших Православную и Католическую Церкви, христианские исповедания — Православие, католицизм и появившийся впоследствии протестантизм — настолько отдалились друг от друга в своем богословии, догматике, церковном устройстве, аскетической и литургической практике, что в наши дни практически невозможно представить их объединение в некую единую надконфессиональную структуру.
Безусловно, все это отнюдь не означает забвения заповеди о единстве. Мы, православные христиане, верим, что именно Святое Православие, сохраняя чистой и незамутненной апостольскую христианскую веру и древнее церковное предание, является той Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, которую мы исповедуем в Никео-Цареградском Символе веры.
— Как Вы расцениваете феномен христианских сект, которые распространены повсюду, особенно в США?
— Как известно, секты существовали всегда, даже в отдаленном прошлом. И во все времена они пользовались определенным влиянием на людей. Из всех христианских конфессий именно для протестантизма наиболее характерно разделение на множество различных направлений. Иногда в результате возникают группы, которые только именуются христианскими, но не имеют в себе ничего христианского с точки зрения древней апостольской традиции, а зачастую и прямо противоречат ей. Именно такие группы мы именуем сектами.
Американский протестантизм имеет свои особенности. В Соединенных Штатах появилось само понятие «деноминация», потому что господствующих, государственных церквей там не было. Общеизвестно, что первоначально сама эта страна образовывалась по конфессиональному признаку: тот или иной штат соответствовал определенной деноминации. В США возникли и совершенно новые религиозные сообщества, многие из которых вполне заслуживают название «секта». Не удивительно, что подобный процесс продолжается в настоящее время, которое отмечено духовным кризисом во многих странах Запада, когда размываются правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять Его волю. В этих условиях активизируются «старые», давно известные секты и возникают «новые религиозные движения», которые пытаются пересмотреть всю систему христианских ценностей, ищут мировоззренческую основу в восточных религиях и даже обращаются к оккультизму и сатанизму. Задача Церкви состоит в том, чтобы открыть истину Христову адептам этих сект, новых и старых, помочь им открыть для себя глубину и красоту подлинной христианской традиции.