Интервью
Возрождение социального служения
«Благотворительность ведут все епархии московского патриархата», - заявил в интервью газете "Труд" митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
— Владыко, не могли бы Вы рассказать о практической помощи Русской Церкви пожилым и инвалидам, в частности, в домах престарелых, приютах для бездомных.
— В настоящее время социальное служение, составляющее важнейший элемент миссии Русской Православной Церкви в современном мире, постепенно возрождается. Во времена господства безбожной идеологии вся благотворительная деятельность нашей Церкви была законодательно запрещена. Сегодня нам приходится возрождать социальное служение и благотворительность практически на пустом месте.
Восстанавливаются церковные структуры, которые призваны осуществлять координацию усилий в области благотворительности. В нашей Церкви существует Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. На уровне епархий существуют аналогичные учреждения.
Конечно, степень интенсивности социальной работы в различных регионах разная. Это зависит от многих факторов. Например, в Москве весьма активно действует епархиальная комиссия по социальному служению. Она определяет стратегию развития благотворительного служения, ищет средства и спонсоров для реализации конкретных проектов, дает приходским священникам рекомендации, облегчающие их работу в среде «новых бедных». Деятельность комиссии охватывает самые разные группы: инвалидов, заключенных, бездомных, беженцев и переселенцев, престарелых и нуждающихся, детей-сирот.
Все епархии Московского Патриархата ведут благотворительную работу. Организуются братства, сестричества, школы сестер милосердия, церковные благотворительные организации и духовно-просветительские центры. Открываются приюты для бездомных, богадельни, бесплатные столовые для малообеспеченных, ночлежные дома. Разработана специальная программа для больных СПИДом, успешно действуют центры реабилитации страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, оказывается помощь людям, пострадавшим от деятельности тоталитарных сект и культов.
Вот конкретные примеры. Успешно действует центр помощи детям-инвалидам «Живоносный Источник» в московском районе Царицыно. При Никольском храме в подмосковном селе Здехово ведется строительство деревни для престарелых и пожилых людей. При Патриаршем подворье в Новом Симонове работает воскресная школа и совершается богослужение для глухих. Во вверенной мне Смоленской епархии социальная деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с администрацией Смоленской области. Подписан договор о взаимодействии с губернатором, представители епархии участвуют в рабочих встречах коллегии администрации.
Отрадно заметить, что наши инициативы доброжелательно и с пониманием встречаются государством. В 2002 году в результате переговоров с Правительством Российской Федерации было достигнуто соглашение об оплате коммунальных услуг по льготному тарифу для религиозных организаций, приютов, благотворительных столовых. Это поможет поддерживать и развивать наши социальные проекты.
— Объясните, пожалуйста, как в связи с новым законом о пенсиях будет рассчитываться пенсия священникам и монахам, как это соотносится с постулатом, что Церковь отделена от государства?
— Священнослужители и монашествующие, как и все граждане России, в соответствии с законодательством подлежат обязательному налогообложению. Так было и в Советском Союзе, где налогами изымалось более половины зарплаты священников, так осталось и после его распада. Сегодня из жалованья, выплачиваемого приходами и монастырями, определенный процент отчисляется в Пенсионный фонд. Впоследствии фонд платит пенсии ушедшим на покой клирикам Русской Православной Церкви. Не вижу в этом нарушения конституционного принципа отделения Церкви от государства.
— По телевизору практически в равных долях показывают проповеди православных священников и инословных западных проповедников. Платит ли Русская Церковь за телеэфир?
— Русская Православная Церковь не имеет средств для покупки сверхдорогого эфирного времени. Телекомпании нам льгот по оплате не предоставляют. Православных священнослужителей иногда приглашают на телевидение как экспертов, чтобы узнать мнение Церкви по тому или иному вопросу. Инициатива в этом случае исходит от организаторов телепрограмм.
Как ни удивительно, западные проповедники появляются в эфире, особенно в субъектах Российской Федерации, более регулярно, чем православные. Видимо, они имеют возможность оплачивать телеэфир — только такой вывод можно сделать из факта их частого появления на экране, непропорционального удельному весу представляемых ими религиозных организаций.
— Ваше Высокопреосвященство, можете ли Вы объяснить, что такое экуменизм и как к нему относится Русская Православная Церковь?
— Экуменизмом (от греческого слова «ойкумена» — обитаемое пространство) в самом общем смысле называется движение различных христианских исповеданий к единству в вере. Это движение зародилось во второй половине XIX века и организационно оформилось в начале прошлого. Результатом стало создание межхристианских организаций, подобных Всемирному Совету Церквей, членом которого сейчас являются Русская Православная Церковь и все прочие Поместные Православные Церкви, за исключением Болгарской и Грузинской.
Наша Церковь предпочитает говорить об участии не в экуменическом движении, а в многостороннем межхристианском диалоге. Связано это с тем, что
в протестантском мире по-разному понимают экуменизм и многое из того, что там принято, не соответствует православному учению. Мы твердо веруем во Единую Святую Православную Церковь, созданную ради спасения мира Самим Господом Иисусом Христом и ведущую начало от апостолов.
Участие православных представителей в межхристианских контактах обусловлено прежде всего надеждой на возвращение христианского мира к незамутненному источнику веры Церкви. Мы сотрудничаем с христианами других конфессий в социальной сфере, в различных программах гуманитарного характера.