Интервью
Мир не только возможен, но и вполне реален
«Нет никаких оправданий бесчеловечным действиям террористов, которые нарушают Божеский и человеческий закон. Вместе с единоверным нам российским народом вся АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ скорбит о безвременной гибели сотен людей, особенно детей, чья жизнь, бесценный дар Божий, была отнята преступниками...» Священный Синод БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ решительно осудил «зверское посягательство на жизни беспомощных детей и других невинных жертв, которое потрясло землю и небо».
Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента итальянской газеты «Corriere de la Sera» в связи с трагическими событиями в Беслане 1 сентября.
ПОЛНОТА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ВОЗНОСИТ МОЛИТВЫ О ЖЕРТВАХ ТЕРАКТА В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
— Какими Вы видите новые религиозные сценарии в мире в связи с усилением экстремизма?
— Последнее время роль религиозности в обществе усиливается. Терпят неудачу попытки ограничить религию рамками частной жизни. Правительства и народы многих стран убедились в том, что секулярное общество с минимальными проявлениями религиозности — это не гарантия от конфликтов, а их стимулятор. В то же время некоторые деструктивные силы пытаются использовать усиливающийся религиозный фактор в своих низменных целях.
Волна экстремизма и особенно терроризма, которые, уверен, противоречат практикам всех традиционных мировых религий, должна подвигнуть к активизации их диалога, целью которого стало бы преодоление угроз межрелигиозному миру. Конечно, экстремизм возникает в определенных социальных условиях, и любая религиозная община должна стараться в сотрудничестве с государством и обществом изменить эти условия в лучшую сторону.
Стремление исцелить агрессивные устремления людей привело бы к воплощению в жизнь призыва святого апостола Иоанна: «Будем любить друг друга, потому что любовь отожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4. 7). Я в связи с этим полагаю, что борьба с экстремизмом не должна идентифицироваться в сознании уничтожением конкретных лиц, с ненавистью по отношению к каким-либо религиозным, национальным и социальным группам. Практика создания образов врага, которая иногда используется недальновидными политиками, может привести к усилению противоречий в обществе.
— Будет ли возможен настоящий прочный мир между исламом и христианством?
— Возможность мира между христианством и исламом никогда не вызывала сомнения у Русской Православной Церкви. Тот факт, что на протяжении столетий в России православные мирно живут бок о бок с мусульманами, является доказательством возможности такого мира. Есть множество примеров взаимопомощи и сотрудничества на уровне местных религиозных общин. Наш опыт сосуществования мог бы быть весьма полезен для всего мира, и Русская Православная Церковь рада этим опытом поделиться. Православные весьма заинтересованы в том, чтобы как можно меньше людей верило в «необходимость» борьбы цивилизаций по Сэмюэлу Хантингтону. Мне представляется очевидным, что традиционным религиям зачастую вообще бывает легче найти мир друг с другом, чем с носителями идей, противостоящих любым проявлениям религиозности. С такими настроениями мы боролись в Советском Союзе. Не изжиты они и в западном мире.
Русская Православная Церковь активно поддерживает институциональный диалог с мусульманами в рамках Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств. Одна из целей такого диалога — минимизировать опасность возникновения противоречий, создающих угрозу миру. И опять же подчеркну, что результаты этого диалога еще раз подтверждают: мир не только возможен, но вполне реален и необходим.
— Что могут сделать христиане для достижения этой цели?
— Каждый христианин должен помнить, что мира не будет в мире сем, если не будет его в душах наших. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое и, напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе», — говорит апостол Павел (Рим. 2. 9-10).
Преподобный Серафим Саровский — великий подвижник XIX века, 250-летие со дня рождения которого мы недавно праздновали, — говорил: «Стяжи дух мирный, и тысячи вокруг тебя спасутся». Следуя заповедям Господа нашего Иисуса Христа, каждый человек способствует установлению как мира между религиями, так и всеобщего мира.
— Каковы на сегодняшний день надежды православного мира?
— Православный мир ясно видит те многочисленные угрозы, которые несет нам современность. К сожалению, в обществе есть силы, по разным причинам заинтересованные в том, чтобы люди ставили во главу угла удовлетворение своих страстей без оглядки на нравственные ценности и на окружающих, при чем попираются проверенные веками представления христианства о добре и зле, о достойном и постыдном. Русская Православная Церковь никогда не соглашалась и не согласится с тем, что такое допустимо под каким-либо предлогом. Более того, исходя из учения о богоданной свободе человека, мы сделаем все, чтобы подобный выбор не был предопределен осознанной пропагандой антихристианских ценностей, которая, как нам видится, направлена во вред не только отдельным индивидам, но и всему человечеству.
В то же время мы полны оптимизма, ибо надеемся прежде всего на слова Господа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12. 32). В российском обществе мы находим немало сочувствующих, в том числе среди общественных и государственных деятелей, которые разделяют наши представления, подтверждая тем самым надежду на милость Божию к православному миру.
— Атеизм еще сильно распространен среди людей? Что осталось от атеизма у людей?
— Россия переживает благодатное время возрождения церковной жизни. Открываются новые и восстанавливаются старые монастыри и храмы, развивается приходская деятельность, растет качество религиозного образования. Можно говорить, что время господства атеизма далеко позади. При этом надо помнить, что атеизм, господствовавший в советское время, по большинству был не свободным выбором, а насилием над сознанием людей. И поэтому неудивительно, что многие и многие мои соотечественники в наше время возвращаются к Православию, как к исконной духовной традиции.