Интервью
Православие в жизни народа
...Повсеместное возникновение новых приходов, и восстановление и строительство храмов, и возобновление монашеской жизни, и массовое воцерковление людей — все это видимым образом свидетельствует о кардинальном изменении духовно-нравственной ситуации в стране.
— Ваше Святейшество, Вы начали свое служение в Церкви с самого раннего детства, 54 года назад став священником, 43 года назад — епископом. Как ныне, в год Вашего 75-летия и 14-летия Вашего Первосвятительского служения, Вы оцениваете процессы, происходившие и в стране и в Церкви?
— Господь привел меня быть свидетелем и участником многих событий новейшей истории, значение которых для судеб России и для ее Церкви сегодня еще не может быть оценено во всей полноте. Минувший век стал эпохой великих испытаний, огромных потерь, но вместе с тем это было время незабываемых достижений и славных побед, источником которых была, конечно же, не идеология богоборчества и классовой борьбы, но несокрушенная сила народного духа, крепкая отеческой верой и патриотическими традициями.
Перемены, произошедшие за последние полтора десятилетия нашей жизни, также не подлежат однозначной оценке. Конечно, народ России обрел политические и экономические свободы, что само по себе имеет огромное положительное значение для страны и ее граждан. Но одновременно с этим миллионы наших соотечественников оказались за чертой бедности, лишившись самых простых и насущных человеческих прав, среди которых — право на труд и его достойное вознаграждение, право на социальную защищенность и профессиональную востребованность, право на доступное, высококачественное здравоохранение и образование.
Причиной подобных социальных диспропорций в большинстве случаев является вовсе не отсутствие у наших сограждан желания или умения работать, а недостаточность социальной составляющей назревших экономических реформ, которые зачастую осуществляются, к сожалению, без должного учета российских традиций и реалий. Отрадно, что ныне наблюдается существенная корректировка курса, не оправдавшего народных надежд...
Ныне Церковь и государственная власть поддерживают конструктивный диалог по широкому кругу проблем современной жизни. Успешно развивается наше сотрудничество с государством в целом ряде областей, значимых как для общества, так и для служения Церкви. Видимые успехи достигнуты в сфере милосердия и благотворительности, в духовно-нравственном воспитании воинов, в душепопечении о заключенных, в противодействии распространению алкоголизма, наркомании, детской беспризорности.
Вместе с тем очевидно, что не все церковные инициативы, имеющие значительный социальный потенциал и серьезную общественную поддержку, находят должную оценку в некоторых органах светской власти. Например, до сих пор на самых разных уровнях встречаются факты неприятия идеи преподавания в российских школах «Основ православной культуры». При этом аргументы, приводимые противниками данной культурологической дисциплины, оказываются надуманными, не имеющими ничего общего с реальными интересами детей и их родителей. Понятия свободы совести, отделения Церкви от государства, светского характера обучения, многонациональности и поликонфессиональности трактуются при этом формально, односторонне и лукаво, с позиций агностицизма, атеизма или «религиозного реформаторства», в ущерб интересам будущего страны и правам ее юных граждан. В итоге получается, что подрастающее поколение России лишается возможности освоения культурно-исторической и национально-духовной традиции своего народа. К каким необъяснимым и парадоксальным ситуациям это приводит, хорошо видно на примере Москвы, где существует целый ряд государственных школ с этнокультурным компонентом: украинских, татарских, еврейских и так далее, — но отсутствует преподавание «Основ православной культуры»...
— Сейчас много говорят о духовном возрождении России. Действительно ли это реальный процесс, не ограничивающийся открытием храмов и восстановлением монастырей?
— Да, этот духовный процесс вполне реален. И повсеместное возникновение новых приходов, и восстановление и строительство храмов, и возобновление монашеской жизни, и массовое воцерковление людей, искалеченных атеистическим воспитанием, — все это видимым образом свидетельствует о кардинальном изменении духовно-нравственной ситуации в стране. Православие занимает все более важное место в жизни народа. Если вчера наши прихожане считали достаточным для себя знание начатков православного вероучения и общепринятых правил церковного благочестия, то сегодня в народе Божием явственно ощущается потребность в приобщении к богословскому наследию Церкви, к углубленному его освоению. Видится сознательное желание наших верующих строить свою жизнь в согласии с нормами и принципами христианской веры.
— Каково Ваше впечатление от освещения жизни Русской Православной Церкви в российских СМИ сегодня?
— Церковь не может жаловаться на недостаток внимания со стороны СМИ, и в целом мы благодарны журналистам за их искреннее стремление представить обществу объективную картину церковной жизни, разобраться в существе стоящих перед Церковью задач, помочь в решении ее проблем. К счастью, ответственные профессионалы, люди отечественной культурной традиции составляют среди журналистов, пишущих о Церкви, подавляющее большинство.
Однако, к прискорбию, встречаются авторы, делающие предметом своих выступлений исключительно негативные явления, которые неизбежно имеют место в жизни каждого общественного института. Зачастую это умножается на неприятие Церкви как таковой, на пристрастность и некомпетентность, а порой имеет место откровенное выполнение журналистом социального заказа антицерковных сил, и тогда в общественном сознании насаждается искаженный, далекий от действительности образ Русского Православия.
Мы относимся к подобной несправедливости достаточно спокойно, не вступаем в бесплодную полемику с хулителями, ибо хорошо помним, что Церковь Божия была гонима и уничижаема ее врагами с первых дней ее существования. И почти двухтысячелетняя история Церкви, и наша жизнь подтверждают правильность такой позиции: несмотря на нападки некоторых антицерковно настроенных СМИ, доверие и интерес к Церкви в нашем обществе отнюдь не падает, но неуклонно возрастает. И в этом нельзя не видеть знак благоволения Божия к тем трудам, которые наша Церковь несет во исполнение спасительной миссии, возложенной на нее Господом.