Интервью


03.01.2006

В юбилейный год

2005 год является юбилейным для Казанской епархии — 450 лет со дня основания. Юбилейные мероприятия, посвященные этому событию, были приурочены к празднованию явления Казанской иконы Божией Матери (21 июля). Духовенство и верующие Епархии с радостью встретили Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который уже во второй раз посетил нашу Епархию и возглавил торжества на Казанской земле. Святейшим Патриархом, к великому утешению верующих, был передан чудотворный, ватиканский, список Казанской иконы Божией Матери, который помещен в Крестовоздви-женском храме. В рамках празднования юбилея состоялось освящение и открытие Благовещенского собора в Казанском Кремле...

11 декабря для Казанской Епархии особая дата, в этот день в 1988 году состоялось архиерейская хиротония архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. Торжественные богослужения по этому случаю архипастырь совершил в Петропавловском кафедральном соборе г. Казани. Высокопреосвященному Владыке сослужили настоятели храмов г. Казани, благочинные и наместники монастырей Епархии. В храме молились настоятельницы женских обителей.

 

 

До 1989 года в Казани действовало два храма, затем епархии был возвращен Петропавловский собор. В 1991 году был возвращен Раифский монастырь, в 1994 году — Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 году — Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь, Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Подобный же процесс постепенного возвращения некогда насильственно отчужденных храмов наблюдается по всей республике.

 

В сентябре 1997 года открыто Казанское Духовное училище, преобразованное в 1998 году в Духовную Семинарию — высшее духовное пятилетнее учебное заведение. В 1996 году в Набережных Челнах открыт филиал Московского Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. При 44 приходах Епархии открыты воскресные школы для детей и взрослых, где обучается более 2 тысяч человек. В 39 приходах работают православные библиотеки с общим книжным фондом более 50 тысяч экземпляров.

 

В настоящее время в Казанской Епархии совершают служение 260 священников и 49 диаконов. Епархия поделена на 20 благочиннических округов, в которых действует 164 прихода, из них: городских - 55, сельских - 109, приписных - 16. В епархии восстановлено 8 монастырей, из них: 6 мужских и 2 женских.

 

Внутреннее монашеское делание всегда было тяжелым подвигом — и в годы неприятия Церкви обществом, как в языческом Древнем Риме, и во времена всеобщего оскудения духовных ценностей. И всегда были люди, которые несмотря на все трудности достигали высокой духовной жизни... ...Духовное родство возникает во время совместной молитвы в храме, во время совместной жизни в монастыре...

 

 

 

 

 

 

 

— Ваше Высокопреосвященство, уходящий год для епархии — юбилейный. Мы все с трепетом вспоминаем приезд патриарха Московского и всея Руси Алексия II, передачу нашей епархии чудотворного образа Божией Матери «Казанская»… Скажите, можно ли уже утверждать, что возрождение Церкви, после многих лет богоборчества, состоялось?

— Я не стал бы утверждать однозначно. Я четко вижу возрождение Церкви только после возрождения монастырей, иноческого духа. Если монашество будет возрождено, то и Церковь будет жива. Ведь не зря же в первые годы советской власти были приложены огромные усилия, чтобы полностью уничтожить монашество. Большевики знали силу монастырей, силу духа человеческого. Ведь монастырь — это маленькое государство, где живут по своим законам — живут для не созидания внешнего мира и благополучия, а созидания Царства Божия. В нашей Казанской епархии есть уже такие островки Царства Божия, только их еще немного…

— Так каково же состояние монашества в епархии? Что нужно для его духовного укрепления?

— Монашество так таковое сегодня найти очень трудно. И не только в нашей епархии, но и во всей Русской Православной Церкви. В годы советского лихолетия этот институт практически был уничтожен. И чтобы возродить монашество, потребуются не десятки, а может, и сотня лет. Чтобы вернуться к тем истокам, от которых мы были оторваны. Самое главное, чтобы нашлись те люди, которые готовы посвятить себя служению Богу. Сейчас у нас, в век секуляризма, когда человек чаще всего ищет не Царства Божия и правды Его, а ищет хлеба и зрелищ, мало найдется людей, желающих посвятить себя служению Богу. Они, конечно, есть — таких людей надо всячески поддерживать и окормлять. Особенно в малочисленных монастырях, потому что такие обители без поддержки просто могут в конце концов прекратить свое существование… От настоятелей монастырей зависит будущее обителей, будущее их духовной жизни. Если настоятель будет относиться к своим насельникам как отец к детям, любить их, полагать душу свою за детей своих, тогда монастырь будет по-настоящему монастырем. А если, как намечается у нас в некоторых монастырях, наместник живет сам по себе, монах сам по себе, — монастырь становится просто каким-то общежитием, в котором люди нашли себе убежище от житейских невзгод, преследующих их в нашей мире…

Нельзя не сказать о том, что сейчас не существует института старчества. Есть духовничество, но не старчество. Возьмите нашу духовную семинарию, на 5 лет для наших воспитанников - это тоже своего рода маленький монастырь. Сегодня там нет духовника, с которым семинаристы могли бы посоветоваться, решить те или иные внутренние вопросы. Раньше таким оазисом духовной отрады была Седмиозерная пустынь, куда учащиеся ездили к преподобному отцу Гавриилу (Зырянову). Он был наставником сотням воспитанникам духовных учреждений, которые в дальнейшем твердо исповедовали веру Христову и отдали свою жизнь за Церковь Христову.

Таких духовников, к сожалению, в Русской Православной Церкви сейчас единицы. Хотелось, чтобы вот такое духовничество возрождалось в монастырях. В Раифском монастыре, в отличие от других, есть отцы, которые могут дать совет своим духовным чадам, но в некоторых монастырях такого духовничества у нас пока нет вообще. Не говоря уже о приходах, где с этим очень большие проблемы… В приходских церквях порой человек не получает того, что он получает в монастыре. Монастырь – это духовный центр, сердце нашей духовной жизни

Для духовного укрепления не хватает активности наших приходских советов, настоятелей храмов. Хотя замечу, в сельской местности, в захолустьях — там еще теплится огонек духовной жизни, а вот порой в крупных районных центрах – наоборот, приходы еле влачат свое жалкое существование. Так что все зависит от настоятеля: или он покупает себе машины и квартиры где-нибудь в Москве и Петербурге и, естественно, ему не до духовных чад своих… А бывают настоящие пастыри, которые отдают себя целиком служению Церкви. Я не буду говорить имена ни тех, ни других — они сами узнают себя. Пусть их совесть сама подскажет, на чьей они стороне — или ты живешь для хлеба и зрелищ, или ты живешь для других…

— В канун Рождества что бы Вы пожелали тем, кто трудится на ниве церковной и, тем самым, участвуя в окормлении Церкви? Что бы Вы хотели от них?

— Полного воцерковления. Чтобы стали истинно преданными людьми Церкви. От этого будет зависеть и настоящая жизнь Церкви… И послушники, пономари и алтарники, все те, кто стоит около Церкви — чтобы чувствовали себя единым Телом Христовым. К этому надо стремиться. Когда будет такое единение, тогда никто нас не сможет сломить, не сможет поколебать устои Церкви, потому что все мы вместе будет составлять единую семью Христову… И еще. Без поддержки паствы я был бы просто беспомощен в нашей епархиальной жизни. Было проще в 60-70-ые годы, когда по республике было всего 10-11 приходов…

В канун Рождества хотелось бы пожелать всем, в том числе и читателям нашей газеты, помощи Божией, чтобы в радости они встретили Рождество Христово, чтобы свет звезды вифлеемской отвлекал их от земных забот, а привлекал к небу — там, где наша отчизна, где наша настоящая жизнь. В дни празднования Рождества Христова и во все послерождественские праздники они пришли в храм Божий, нашли время для благодарственных молитв Господу. Чтобы в праздники посетили и Раифский Богородицкий монастырь, который особенно привлекателен праздничным облачением в эти зимние праздники.

Да будет благословение Божие всем обителям нашей казанской земли!

Ольга Крестинина


Важные события последних лет в Казанской епархии:

— обретение 26 сентября 1995 года мощей святителя Ефрема Казанского, венчавшего на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова;

— обретение 11 октября 1995 года мощей преподобных Ионы и Нектария (ныне эти мощи покоятся в Петропавловском соборе города Казани);

— празднование 17-19 октября 1995 года 440-летия Казанской епархии и проведение впервые за послереволюционный период историко-богословской конференции с участием трех епископов, профессоров Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Московского Свято-Тихоновского богословского университета;

— прославление в лике святых: новых преподобномучеников Раифских (6 апреля 1997 года), схиархимандрита Гавриила (Зырянова), старца Седмиозерной пустыни (30 июля 1997 года), епископа Амвросия (Гудко), настоятеля Свияжского Успенского монастыря (8 октября 1999 года);

— посещение Казанской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (впервые за всю историю Казанской епархии ее с официальным визитом посетил Российский патриарх).

— крестный ход, совершенный впервые за 80 с лишним лет 21 июля 2004 года, в день праздника явления Казанской иконы Божией Матери и посвященный 450-летию обретения чудотворного образа. В крестном ходе приняло участие более 10 тыс. человек.

— епархию посещают святыни, имеющие известность во всем православном мире: в 2004 году — чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери из г.Кострома и Почаевский образ Пресвятой Богородицы (Тернопольская епархия). Дважды в течение года православные казанцы и многие верующие из соседних епархий имели возможность поклониться чудотворному образу преп. Серафима Саровского —из Дивеевской обители. В конце октября — начале ноября 2004 года пребывали честные мощи св. преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары.