Интервью


28.02.2009

Я верю в духовную силу народа

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года. В ходе Первосвятительского визита в Смоленск Святейший Патриарх Московский и всея Руси ответил на вопросы корреспондента РТР Евгения Ревенко. Интервью было передано в программе «Вести недели» вечером 8 февраля.

 

 

57,52 Kb

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде. Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы В. Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских Духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.

С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии.

14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.

С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.

С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), Постоянный Член Священного Синода.

25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя.

 

— Ваше Святейшество, Ваша первая поездка в новом качестве состоялась именно в Смоленск. Почему сюда?

— Потому что почти 25 лет я был правящим архиереем Смоленским и Калининградским. Именно из этой епархии я был напутствован на Поместный Собор, который избрал меня Патриархом Московским и всея Руси. С жизнью в этом городе связан очень большой и важный этап моей жизни.

— Четверть века?

— Четверть века.

— Теперь в основном Вы будете служить, надо полагать, в Москве? Насколько здешняя жизнь и здешнее служение отличаются от столичного?

— Я приехал в Смоленск из Петербурга — тогдашнего Ленинграда. Был ректором ленинградских духовных школ. Время от времени посещал Москву, работал за границей. Других мест в России не знал. И Россию я узнал через Смоленск.

Для того чтобы узнать нашу страну, нужно знать не только столицы, которые являются некой «витриной» жизни государства, — нужно обязательно знать жизнь глубинки.

Нужно знать жизнь простого человека, тех самых бабушек-пенсионерок, которые живут в наших деревнях порой в полном одиночестве. Нужно знать, какие дороги ведут в эти деревни. Нужно знать, о чем люди думают, как они питаются, как они одеваются. И тогда открывается очень реалистическая картина того, что происходит в стране. А зная эту картину, можно выстраивать и некую пастырскую стратегию. Потому что знания помогают выстроить реалистическую программу действий и определить приоритеты.

Поэтому я благодарю Бога за тот жизненный пример, за тот опыт, который я получил здесь, находясь почти 25 лет на Cмоленской кафедре. Думаю, что без этого опыта Церковь не вручила бы мне ответственность Патриарха.

— Ваше Святейшество, тяжелая тема — тема кризиса. Он как-то затронул людей? Что говорят те, с кем Вам по долгу службы приходится общаться и в Смоленске, и в столице?

— Одна из истин, которую я почерпнул, в том числе из опыта общения с простыми людьми на Смоленщине, заключается в том, что народ наш очень терпеливый. К сожалению, в истории это наше национальное качество очень недобросовестно эксплуатировалось. И, казалось бы, что после всех неудачных исторических экспериментов, которые осуществлялись на народном энтузиазме и с опорой на народное терпение, этому терпению должен был прийти конец. А он не приходит. Я во многом это объясняю сильным внутренним стержнем, способностью сопротивляться внешним неблагоприятным обстоятельствам.

Правда, есть и опасные последствия такого постоянного сопротивления. Например, проблема алкоголизма, которую многие психологи называют «взрывчатой релаксацией», когда человеку нужно разрядиться. Иногда эта «разрядка» происходит каким-то экстремальным образом. Все это, конечно, ответ на непростые условия жизни.

Тем не менее заложенная, в том числе и в Православие, на протяжении веков в душу нашего человека способность сопротивляться внешним неблагоприятным обстоятельствам является очень важной. Наш народ не потерял эту внутреннюю силу, эту пассионарность. И я верю, что мы справимся с кризисом. Для нас отключение водопровода, особенно в глубинке, не потрясет основ национальной жизни. Перебои с электричеством преодолеем. Даже проблемы с регулярной выплатой зарплаты. Потому что умеем терпеть. Но очень важно, чтобы это замечательное качество нашего народа никого не соблазняло на такие поступки, которые бы чрезмерно его эксплуатировали.

Я верю в духовную силу нашего народа, в его терпение, в его способность преодолевать трудности. И здесь, в провинции, я это вижу очевидным образом. Люди знают, что есть кризис. И, конечно, есть определенные проблемы, которых не было еще вчера. Но общее самочувствие людей радикально в худшую сторону не меняется. Дай Бог, чтобы мы с этим самочувствием нашего народа и преодолели новые испытания, которые, к сожалению, выпадают на нашу долю.

— С вашим восшествием на престол многие задаются вопросом: в какую сторону будет развиваться Русская Православная Церковь? И, если угодно, выражаясь мирским языком, каким языком вы будете разговаривать с людьми?

— Мы будем говорить человеческим языком, понятным. Вот мы с вами сейчас говорим ведь не в категориях древней Византии и не в категориях средневековой России — мы говорим на языке, понятном народу. Вот этот понятный язык и должен быть средством общения Церкви с окружающим миром.

Речи не идет о богослужебном языке. И не нужно путать одно с другим. Речь идет о тех культурных категориях, с помощью которых священник, пастырь, а тем более архипастырь передает Евангельское послание миру. И здесь очень важно помнить, может быть, следующее: вера человеком усваивается настолько, насколько этот человек способен сопрягать веру, ее основополагающие истины со своей реальной повседневной жизнью. Если вера становится востребованной, если на веру человек опирается, преодолевая жизненные невзгоды, да вообще устраивая свой жизненный путь, вот тогда религиозность становится живой, действенной. Тогда меняется образ жизни людей. Тогда меняется к лучшему человеческая личность.

Церковь призвана делать все для того, чтобы поддержать духовную жизнь современного человека, помогать ему проходить через стрессы, неприятности, срывы, в том числе и психологические, через искушения и соблазны. Оставаться внутренне сильным, чистым и честным. И тогда Бог будет жить в наших сердцах. Потому что только чистые сердцем Бога узрят. А жизнь с Богом — это и есть то, что мы называем спасением. Церковь служит делу спасения людей. И больше никакой другой цели не существует у Церкви.


Из речи Патриарха Кирилла

«Доброе дело — украшать и воздвигать церкви, — писал Патриарх Иов, — но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». А Святейший Патриарх Алексий II оставил слова, звучащие как надежда и пророчество: «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая».


ПАТРИАРХИЯ.RU