Письма


30.01.2011

Виртуальный диалог - реальная жизнь

До недавнего времени Интернет был мне совершенно не интересен, поскольку мое представление о нем сводилось к тому, что там нет ничего, что могло бы заинтересовать меня. Светские новости, политика, экономика и тому подобное давно уже перестали интересовать. Я так считал, по крайней мере, что лично для меня в Интернете ничего нет и быть не может. Но некоторые обстоятельства изменили мое отношение к Интернету. Впрочем, не будучи сторонником всемирной паутины, я никогда не отговаривал своих духовных чад пользоваться им. 

 

«Что весьма трудно приобрести и очень легко потерять?» На этот вопрос совершенно по-разному могли бы ответить разные люди. Но те, кто работает в сфере информации или занимается общественной деятельностью, сказали бы однозначно: «Труднее всего приобрести и легче всего потерять хорошую репутацию».

Особенно это верно в отношении столь консервативного и в лучшем смысле слова привередливого читателя, каким является православный человек. Даже если речь идет о современных технологиях, которые представляет собой Интернет.

На сегодняшний день, как отмечают эксперты, Православие в Интернете представлено широко, разнообразно и на вполне достойном уровне, по многим параметрам превосходя «традиционные» православные СМИ: газеты, журналы и т.п. Информационное поле вполне сложилось, практически все «ниши» заняты, и вряд ли в ближайшее время можно ожидать появления каких-то новых суперпроектов.

Один из старейших сайтов, носящий имя «официального сайта Русской Православной Церкви», был создан около пяти лет назад. На нем публикуются официальные документы и сообщения (правда, не все), избранная информация, некоторые перепечатки из публикаций прессы, здесь содержится много полезных сведений и важных документов.

Другим официальным сайтом — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси — стал созданный в 2002 году портал «Седмица.Ru». Его основателем выступил Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».

Признанным лидером православных и вообще религиозных ресурсов Интернета является сайт «Православие.Ru», созданный московским Сретенским монастырем.  Сразу после его появления 1 января 2000 года сайт обратил на себя внимание широкой общественности, он неоднократно подвергался ожесточенным нападкам в светской прессе, что и создало ему во многом репутацию защитника Православия.

Хорошую динамику развития показывает и православное информационное агентство «Русская линия», созданное в Интернете уже довольно давно.

Следует также упомянуть интернет-версии печатных православных изданий, самым популярным из которых является сайт «Радонежа». По статистике Рамблера он располагается около 20-го места.

Если говорить о православных книгах в Интернете, то лучше всего их искать через Библиотеку православного христианина «Благовещение». Здесь они систематизированы по темам и авторам.

Что касается «легких» жанров, то в Интернете весьма популярны форумы, где пользователи могут днями и ночами обсуждать друг с другом любые проблемы. Впрочем, для православных этот жанр менее притягателен, хотя также пользуется успехом. Самый популярный православный форум принадлежит диакону Андрею Кураеву — «Человек и его вера».

Не можем не сказать о официальных сайтах Казанской епархии — kazan.eparhia.ru и Раифского монастыря — raifa.ru. Рейтинг их высок, а посещаемость поднимается до очень высоких планок.

Крестный ход — непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния.  Фото  Дмитрия  Катаргина

За три года пользования Интернетом я получил более четырех тысяч писем. И я пытался, по мере своих сил и времени, ответить на них. Письма совершенно разные по тематике, отражающие духовные и нравственные проблемы корреспондентов. Темы физического состояния, болезни. Духовные проблемы, семейные, воспитание детей, просто благословление на добрые дела. И, как правило, это общение в эпистолярном жанре не бесполезно, поскольку всегда приходят благодарственные письма, славящие Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу за оказанную вовремя помощь и поддержку в трудные минуты жизни, когда, казалось бы, все рушится, и нет выхода из сложившейся ситуации.

Как пример, я привожу в этой статье некоторые из этих писем.

Некто N. написал следующее письмо:

«Начну с того, что скажу честно: с опаской и недоверием отношусь к Православию как к таковому. Потому что если назвать коллективное восприятие реальности «договором», то Православие — это лишь договор. Но ведь очевидно, что он довольно узок. Впрочем, как и любой другой договор. Ведь свойство любого договора — определённые границы в восприятии. Поэтому бросаю камень не в огород христианства, но в огород любого коллективного восприятия реальности. У меня в голове вообще бродят мысли, что, чтобы видеть реальность объективно, мне вообще следует пытаться выходить из любых договоров, то есть пытаться воспринимать абсолютно всё не так, как воспринимают другие.

Сначала у меня начались расхождения с социальным договором. Это выражалось в полном недоверии к тому, что приходилось выслушивать в школе. В частности, точные науки и т.д. — всё то, что является частью общего социального договора. Потом мне стало понятно, что смерть — это не смерть вовсе, но переход (!) дальше или назад. В общем, с социальным договором было покончено. Хорошо, что роль «странного человека» мне не страшна, а то не смог бы выйти оттуда»...

На что получил мой ответ: «Дорогой брат во Господе! Твое отношение к Православию обусловлено твоей верой. Хоть ты и крещен в Православии, но до сегодняшнего дня так и не понял, что такое Православие и для чего оно тебе нужно. Ты называешь его «Договором», путая с «Общественным договором» Жана Жака Руссо... Если государство и общество считают моральными и этическими ценностями ценность человеческой жизни, правдивость, честность и т.д., то в христианстве и, в частности, в Православии эти ценности названы «Десятью Заповедями Божьими». Если государство и общество по-разному, в зависимости от своих интересов, относятся к ценности человеческой жизни, допуская аборты в период демографического взрыва (что является само по себе убийством!) или, напротив, во время демографического кризиса запрещая их, то в христианстве грех убийства, не исповеданный, имеет всегда одно и то же наказание — смерть вечную, ад. Общество и государство для того, чтобы обезопасить себя, возводит в ранг высших преступлений убийство. Но ложь преследуется только тогда, когда это кому-то выгодно или не выгодно.

Для Бога все смертные грехи едины: что ты украл, что убил, что солгал. Наказание за эти не исповеданные, непокаянные грехи — смерть вечная, ад. Поэтому твое заблуждение заключается в том, что Православие — не договор, а вера, инструмент для строительства своей собственной души, которую возможно содержать в мире до своего смертного часа только с Божьей помощью. Ты правильно понял, что смерть физическая, это переход в другую жизнь, вечную. И если бы не было бы другой жизни, то жизнь земная совершенно лишена смысла. Храни тебя Бог!»

Письмо от N:

«А что если некоторые слова и поступки говорят об одном, а душой я чувствую совсем другое. За словами и поступками скрывается страх. Страх раскрыть свою душу и быть не понятым, страх обмануться, страх, что обманут... Ведь можно задыхаться от чувств, потому что очень не хватает этого человека рядом, а сказать совсем другое. Вот и я так же: вижу и слышу одно, а сердцем чувствую совсем другое. Так где же истина?»

«Добрый день! Если человек общается с другим человеком, то их отношения не могут быть бесчувственными. Но, общение может быть разным. Если это дружеское общение, то и чувство должно быть дружеским. Романтическое общение отличается от дружеского чувственностью. И супружеские отношения не только по форме, но и по содержанию иные, нежели дружеские или романтические.

Каждой форме общения присущи свои чувства. Испытывает ли к тебе чувства мужчина, и какие, это можешь и должна знать только ты сама, если ты, конечно, ощущаешь себя женщиной, но не существом женского пола. В общении друг с другом у людей, у каждого из них есть и должны быть свои собственные корыстные интересы. У тебя свои, у него свои. Совершенно не обязательно чтобы они были материальными, меркантильными, они могут быть моральными, и это тоже корысть. И совершенно не обязательно, чтобы они совпадали.

Порой определить трудно, какой именно интерес испытывает к тебе человек, потому что общение — это всего-навсего слова, диалог, не всегда откровенный и искренний. Но есть еще и поступки. И потом страх, — это признак закомплексованности, от которого надо избавляться.

В общении мужчины и женщины не должен присутствовать страх. И его не может быть, если эти отношения христианские — то есть те, что продиктованы христианской этикой и моралью. Неважно кто, мужчина или женщина, но один из них должен придерживаться христианской морали. Истина в Господе нашем Иисусе Христе. А у каждого из нас своя собственная истина, по ней мы хотим построить весь мир и все взаимоотношения. Но строит мир и наши взаимоотношения только Бог.

Храни тебя Бог!»

Водосвятный молебен. Раифа. 2011 г.

Иногда не важно, что тебе ответит тот, кому ты пишешь. Главное — высказать то, что у тебя на душе: скорбь, смятение, или ты не понимаешь сам себя. Порой в народе советую: «Выговорись, поведай, что у тебя на сердце. Не обязательно человеку, можно и дереву и стене. Главное, услышь самого себя — и тебе сразу станет легче, придет решение той проблемы, которой ты озабочен». В христианстве общение между братьями и сестрами имеет немаловажное значение. Не празднословие, но общение духовное. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф.18:20). И слава за все Богу!

Иеромонах Марк,
Раифский монастырь