Письма


25.07.2006

По местам христианских святынь

Специально для редакции «Раифского Вестника» был передан материал, которые отправили бывшие жители России, оказавшиеся по тем или иным причинам в далекой Сирии. Таким образом наши соотечественники рассказывают о древней истории страны, которая с некоторых пор стала их вторым домом... А что мы с вами знаем о ней? В представлении большинства россиян Сирия — это далекая мусульманская страна, ничем не отличающаяся от других государств арабского мира. Но это далеко не так...

Когда-то Сирия была вообще христианской страной, а сегодня христиане составляют в ней 10-12 процентов населения.

Большинство ее жителей исповедует ислам, однако Конституция гарантирует всем гражданам, независимо от вероисповедания, равные права, а всем религиям — одинаковую защищенность. Государство не вмешивается в дела церкви, а христианские храмы, как и мечети, имеют многочисленные льготы. Кстати, в Конституции Сирия даже не именуется мусульманской страной.

В стране практически отсутствуют конфликты на религиозной почве. Подавляющее большинство населения не приемлет религиозной нетерпимости. Здесь любой гражданин прежде всего сириец, а уже потом — мусульманин или христианин. Праздники Рождества и Пасхи считаются государственными и потому выходными днями. Обычной является ситуация, когда христианин поздравляет мусульманина с Рождеством Христовым...

Сирийские власти с уважением относятся к христианству и его древним святыням, которые бережно сохраняются; возводятся и новые храмы. Весьма примечательно и то, что здесь усилиями властей сохраняется арамейский язык, на котором говорил и проповедовал Иисус Христос.

Русская Православная Церковь считает Антиохийскую церковь, основанную в 37 году Святыми апостолами Петром и Павлом, своей старшей сестрой. С этой церковью связаны имена таких выдающихся деятелей, как Святой Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иларион Великий, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник.

Между Антиохийской и Русской Православной Церквами существуют очень старые исторические связи. В конце X века, после крещения Руси, первым Киевским митрополитом был Святой Михаил, ученик Патриарха Антиохийского Иоанна. Он был родом из Сирии и первым установил живую связь между Русской Православной Церковью и церковью Антиохийской. После того, как Атиохийский патриархат был вынужден перебраться из Антиохии в Дамаск, Русская церковь через свое представительство стала широко помогать всем христианам на Ближнем Востоке. Помощь эта имела разные формы: и материальную, и духовную. Строились больницы и школы, двери которых был открыты для всех без исключения желающих получить образование. Вмешательство России потребовалось и тогда, когда необходимо было призвать Османскую империю прекратить преследование православных Сирии.

Особые отношения между двумя церквами сохраняются и по сей день. Примечательно, в частности, что нынешний Патриарх Антиохийской церкви Игнатиус в 30-е годы учился в Русской духовной академии в Париже, причем это был его собственный выбор.

Сегодня, после десятилетий господства атеизма, многие русские люди, руководствуясь заложенными в них принципами христианской морали, стремятся совершить паломничество в Святую землю, на родину христианства.

Сирия — часть Святой земли, здесь немало дорогих для сердца каждого россиянина мест. На территории Сирии разворачивались многие события Ветхого и Нового Заветов. Здесь можно увидеть пещеру, где родился Авраам, и место на горе Касьюн, где, как сказано в Библии, произошло первое убийство в истории человечества: Каин убил своего брата Авеля. Неподалеку от Сейднаи есть пещера, где по местному преданию, Святой Илия укрывался от преследований царицы Иезавели. Первые христианские общины также создавались именно здесь.

Паломничество из России в Сирию существовало еще в XIX и в начале XX века, когда паломники морем из Одессы приплывали к берегам Сирии и потом пешком, через Маалюлю и Сейднаю шли в Палестину. В сознании русского народа Сирия и особенно город Дамаск имеют особое значение. Валерий Брюсов писал, что у каждого есть своей путь в Дамаск, то есть момент обретения, понимания и утверждения истины. Именно здесь апостол Павел познал истину. Получив полномочия от синедриона, Савл, в будущем Святой апостол Павел, направился в Дамаск из Иерусалима с тем, чтобы преследовать приверженцев новой веры. На подходе к Дамаску его осиял свет, он был ослеплен, упал с коня и услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?»

Величие этого момента особенно сильно ощущается, когда оказываешься на том самом месте на склоне окруженного оливковыми рощами холма, откуда видны и Дамаск, и гора Хемрон. Теперь на холме стоит часовня Святого Павла, построенная в 1965 году на средства Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

С Сирией же связано имя широко почитаемого в России Святого Симеона Столпника. Он родился в Сисе, на границе Сирии и Киликии, (Малая Азия) в 389 году и вначале был простым пастухом. Следуя внушению свыше, полученному во сне, в 20 лет стал монахом. Симеон так усердно молился и убивал плоть, что вызвал зависть и раздражение монастырской братии и потому решил уединиться на ближайшей горе. Сначала Симеон приковал себя к большому камню, но, поскольку ему докучали паломники, стремящиеся прикоснуться к святому, чтобы получить благодать, ему пришлось перебраться на вершину того же камня.

Начав «сидение» с двухметровой глыбы, Симеон постепенно наращивал ее высоту, столп постепенно рос ввысь и к моменту смерти праведника достиг 16-метровой высоты. Постепенно слава о Симеоне Столпнике распространилась по всему миру. Он стал зачинателем нового направления в христианском подвижничестве – столпничества – и имел немало последователей.

В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от второго по величине сирийского города Алеппо, был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона. До наших дней сохранились следы громадного крестообразного холма, монастыря Святого Симеона и даже остатки колонны-«столпа», и сейчас производящие очень сильное впечатление.

Наконец, еще о двух местах, близких сердцу русского человека. Это монастыри Сейднайской Божьей Матери и Святой Феклы в Маалюле.

Знаменитый православный монастырь Сейднайской Божьей Матери находится в 22 километрах от Дамаска. Он был основан в 547 году византийским императором Юстинианом, как считается, по благословению самой Пресвятой Богородицы. Первой настоятельницей Сейднаи была сестра императора. Она попросила одного из паломников, идущих к Гробу Господню, разыскать для нее в Иерусалиме икону с изображением Богородицы с младенцем, снабдила путника деньгами и соответствующими напутствиями. Тот приобрел требуемую икону, не зная при этом, что она написана рукой самого апостола Луки Евангелиста. Сегодня икону никому не показывают, и лишь немногим удается увидеть хотя бы ларец.

Монастырь Святой Феклы в Маалюле.Это место связано с первой христианской святой, ученицей Святого Павла Феклой, которая решила посвятить свою жизнь служению христианству...

В городе Хомсе, в храме Пояса Пресвятой Богородицы хранится еще одна уникальная христианская святыне — пояс Богородицы, по преданию, переданный ею перед Вознесением Святому апостолу Фекле...

Настало время восстановить в России традиционное паломничество в Сирию. Нет сомнения, что это паломничество встретит благожелательное отношение и поддержку со стороны как Патриарха Игнатиуса, так и всей Антиохийской Православной Церкви. Прикосновение наших верующих соотечественников к великим святыням христианства будет способствовать возрождению очистительной христианской морали, в которой сейчас нуждается общество.

Наталия Косякова
(Ахмад)

От редакции:

Традиционно, в Казанской духовной академии готовили священнослужителей и из Сирии.