Письма


27.11.2010

И да крепится сердце ваше...

Здравствуйте, братья.

Меня зовут NN, я преподаватель одного казанского вуза. Пишу вам вот по какому поводу. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы к нам в вуз приходили — официально и по приглашению известных профессоров — представители «Искусства жизни», о них писал иеродиакон Иоанн, N 3 (18) март 2003 г. «Раифский Вестник».

Мы, некоторые православные преподаватели, решили противодействовать этому, т.к. студентов в обязательном порядке заставили пойти на этот семинар. Мы написали статью, но редакция, как оказалось, встала на сторону сектантов и нам отказали в публикации. Вопрос мой в следующем — существуют ли какие-либо разработанные методы защиты от этих сект — защиты людей, которые пытаются им противостоять и защиты их семей? Семья и дети — «слабое звено» любого человека, а у сектантов нет ничего святого и ради наживы они готовы на все.

Подскажите, как быть. С уважением.

— Сегодня в СМИ то и дело слышатся сетования поборников православия: общество и государство не помогает в борьбе Церкви против сектантов, раскольников и вообще «не наших».

Сие не ново.

И до революции церковные деятели призывали правительство помочь распространению православия полицейскими мерами. Правительство не соглашалось.

Заглянем глубже в историю и увидим правоту русского самодержавия. В Византийской империи, когда христианство стало государственной религией, правители без колебаний обрушивали военную мощь на раскольников и сектантов. Не останавливались перед уничтожением целых городов! И это облегчило задачу арабских завоевателей, ибо население охотно принимало их, дабы освободиться от ревностных защитников чистого христианства...

А если у вас есть терпение, проследуем в самые первые века христианства. В то время последователи Христа не пользовались покровительством государства, наоборот — были теснимы отовсюду.

Но именно тогда апостолы и их преемники распространили новое учение с такой скоростью и на такую массу людей, чего сегодняшняя Церковь не может достичь, обладая самолетами и интернетом.

Следовательно, позиция государства и общества не влияет решительным образом на состояние веры.

Стало быть, дело в нас самих.

Защита выстраивается внутри. Вы сами уже убедились, что наше демократическое общество не на нашей стороне. По мере развития демократии толерантности, к чему нас призывает Запад, нам останется вообще уповать не на внешние действия, а исключительно на внутренние.

И за это слава Богу! Ибо тогда мы на деле узнаем, почему Давид воспел: «Господь просвещение мое, и Спаситель мой — кого убоюся? Господь Защититель живота моего — от кого устрашуся?» (Пс.26,1)

И тогда мы все вспомним, что есть давно «разработанные методы защиты»: молитва, пост и Таинства. Если вы хотите избежать воздействия людей (сектантов), то последуйте совету преподобного Ефрема Сирина: «Ищи общества добрых людей, а от общения со злыми уклоняйся».

Если же вы увидите стоящих за сектантами бесов, то не вам с ними бороться, но самому Богу, Коего и надо призвать, а мы поступим по слову Давида: «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающий на Господа» (Пс.30,25).

Спаси Бог за ответ.

Я полностью с вами согласен, что главную опасность для человека представляют его собственные грехи. Но если все-таки вернуться в «житейское море» — что вы посоветуете — продолжать наши попытки опубликовать материал, или пусть все остается как есть?

— Ваше желание добиться публикации в первый раз имело одну объявленную цель — воспрепятствовать выступлению сектантов перед аудиторией. После состоявшегося выступления настойчивое желание напечатать статью поневоле будет трактоваться как стремление к скандалу. Такое вынесение внутренних дел на публику только бросит тень на родной вуз, что не выглядит по-христиански.

Обращаю ваше внимание на духовную сторону происходящего. Из вашего письма следует, что никто из ваших руководителей — светских и духовных — не призывал к такому действию. Значит, желание настоять на публикации приобретает характер настаивания на своей воле. Имея в виду решительно настроенных оппонентов, в противность вам располагающих административным ресурсом, можно довести дело до проявления с вашей стороны религиозного фанатизма.

Если вы смотрели по телеканалу «Союз» программу «Беседы с батюшкой» 16 ноября (есть ее запись на сайте «Союза»), то могли слышать, как протоиерей Кирилл Каледа справедливо определил фанатизм как намеренное провоцирование своих противников на крайние меры.

Для углубления ответа привожу цитату из книги «Евергетин» (т.1.,М.,2008):

«Авва Исидор сказал: «В том и мудрость святых, чтобы познать волю Божию. Все побеждает человек в послушании Истине, ибо он — образ и подобие Божие. Но самая ужасная из всех страстей — это следовать собственному сердцу, то есть повиноваться собственной воле, а не закону Божию. Сперва, конечно, человеку кажется, что в этом есть какое-то успокоение. Но затем это обращается ему в скорбь, потому что он пренебрег таинством Божественного домостроительства, не нашел пути Божия и не следовал по нему» (с.389).

Если вы примете отказ редакции как выражение воли Божией, то и в самом деле избежите ненужной скорби. Можете глубже войти в исследование вашей истории и с помощью преподавателей Казанской семинарии и их журнала «Православный собеседник» вполне научно изложить свои мысли в письменном виде.

Конечно, я задумывался над тем, что упорное желание опубликовать статью «попахивает» уже своеволием, что идет в противовес христианскому взгляду на жизнь. Хотелось лишь пресечь рекламу йоги и «Искусства жизни» в стенах вуза. Вероятно, вы правы, что Господь бы не попустил, если бы это было не промыслительно. Как, все-таки, батюшка, посоветуете достойно и по-христиански выйти из ситуации? Цель-то ведь наша — предостеречь студентов, что йога — не безобидная физкультура и что дыхательная практика «Сударшан Крия» — тоже отнюдь не безобидная с духовной точки зрения процедура.

— Предостеречь других от влияния различных сомнительных вероучений — это поистине благое дело. Однако необходимы навык, опыт, без которых не обойтись в столь тонком вопросе. Можно посоветовать желающим прочитать книгу иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего».

Хорошо бы обратиться в Казанскую епархию с просьбой прислать специалиста для проведения лекции или беседы по согласованию с руководством вуза.

Желаю вам для утверждения в православии познакомиться с полным собранием сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова).

на вопросы отвечал
иеромонах Владимир (Овчинников)