Наркомания


05.12.2002

Дорогу осилит идущий

рисунок Алексея ЧеботареваЕсть ли у наркомана в нашей дикой действительности хоть какой-то реальный путь к освобождению от наркозависимости? Выход есть всегда. Однако на бедах этих несчастных людей, порабощенных недугами современного общества — пьянством и наркоманией, — наживаются всякого рода «целители», «академики» околовсяческих наук и «потомственные колдуны».

Газеты и журналы пестрят объявлениями, сулящими гарантированное избавление от наркотической и алкогольной зависимости. Бесконечные «центры» и «специалисты» ненавязчиво оповещают мир через газеты типа «Экстра-М» о том, что добились 70-80% результата в лечении алкоголиков и наркоманов. Куда там американцам с их жалкими 7%! Да и специалистов отечественного института им. В.М.Бехтерева, видно, давно пора уволить — у них ведь полностью адаптируются к нормальной жизни «всего» 14,8% алкоголиков. А тут 80%!

Не остаются в стороне от проблемы наркотиков и алкоголизма наши «добрые» колдуны, экстрасенсы и знахари. Эти сердобольные граждане, естественно, не могут пройти мимо народного бедствия и обещают полное выздоровление каждому, кто готов платить деньги за участие в сатанинских экспериментах в роли подопытного кролика.

Свою лепту вносят и секты. Если одни активно распространяют наркотики, то другие — например, сайентологи — активно занимаются пропагандой «здорового» (в сектантском понимании) образа жизни, финансируют собственные программы помощи наркоманам.

правда и ложь

Но вернемся к посулам «наркологов» и «психотерапевтов». Держитесь крепче за стулья, уважаемые читатели — эти господа почти не врут! Фокус в том, что в их объявлениях речь идет, как правило, о прерывании запоев у алкоголиков и преодолении синдрома отмены у наркоманов.

При прекращении приема наркотических средств у зависимого человека начинается абстиненция, или, говоря попросту, ломка. Те, кому довелось пережить это состояние, говорят, что воочию столкнулись с муками ада. Если не принять меры, синдром отмены может привести к смерти. Современные методы детоксикации, использующие новейшие препараты, плазмоферез и гемосорбцию (методы очистки крови), позволяют благополучно преодолеть ломки. Но эти процедуры требуют дорогостоящего оборудования и доступны далеко не каждому...

А вот дальше у «целителей-чудодеев» начинается лукавство. Ибо вся правда заключается в том, что никакого лечения от зависимости, даже биохимической, не говоря уже о психологической, в этих процедурах нет и быть не может! Наркоман, прошедший такой курс, остался тем же самым наркоманом. Ему просто не позволили избавиться от ломок при помощи наркотика и при этом не дали умереть. Вот и все.

Преодоление синдрома отмены — лишь компонент, обеспечивающий процесс избавления от зависимости. Само же лечение должно быть направлено на устранение первопричины наркомании и алкоголизма — механизма зависимости. Иными словами, необходимо освобождение личности, возвращение человеку свободы воли. Без этого базового условия разговор об исцелении становится очевидной бессмыслицей.

что такое кодирование

Между тем, едва ли не самым распространенным шагом в «лечении» в нашей стране стало так называемое кодирование.

Методов кодирования существует много, но общий принцип один: использование самой болезни для устранения ее симптомов. Образно говоря, изгнание дьявола при помощи самого дьявола. Но не может сатана изгнать самое себя — это известно из святого писания...

В чем же суть кодирования? Для человека составляют программу, исключающую прием наркотиков либо выпивку, кодируют ее, преобразуя в систему сигналов, воспринимаемых подсознанием, и вводят человеку. Попросту говоря, хозяин отдает рабу приказ: «Не пей!», «Не колись!».

Итак, зависимость — главное условие для того, чтобы кодирование действовало! Не случайно игумен Герман, известный тем, что вот уже много лет в Троице-Сергиевой Лавре отчитывает людей, одержимых бесами, характеризует кодирование как «умышленное, сознательное вселение демона в человека с помощью черной и белой магии, с согласия больного, на определенный срок и под расписку».

«оккультная болезнь»

Что только ни происходит с людьми, прошедшими кодирование! Многие, перестав потреблять зелье, впадают в тяжелую депрессию, нередко заканчивающуюся попыткой самоубийства. Другие, наоборот, становятся крайне агрессивны... Но самым распространенным результатом кодирования можно считать так называемую «оккультную болезнь».

Термин этот ввел о.Анатолий (Берестов), говоря о последствиях лечения у экстрасенсов. После обращения к целителям симптомы болезни довольно часто исчезают. Но спустя какое-то время болезнь возвращается с новой силой, причем очень плохо поддается воздействию традиционных медицинских средств.

Это относится и к кодированию. Многие по окончании срока кодирования возвращаются к пагубным пристрастиям, причем становится невозможно убедить их предпринять еще одну попытку спасти свою жизнь. Недаром наиболее, так сказать, респектабельные мастера программирования сознания специально оговаривают, что их методики — не кодирование. И придумывают другие, менее одиозные имена для того же метода.

момент истины

Люди, сумевшие преодолеть зависимость, рассказывают, что в какой-то момент наркотическая виртуальная реальность вдруг теряет свою изначальную привлекательность, становится серой, безрадостной, иногда угрожающей. Один человек, страдавший алкоголизмом, рассказал, как однажды, во время многодневного запоя, будучи в невменяемом состоянии, он вдруг, как по вмешательству свыше, почувствовал в какой-то момент себя абсолютно трезвым и глазами трезвого человека увидел свою запущенную, обшарпанную квартиру, пустые бутылки, небритых, опустившихся собутыльников. Эта привычная в общем-то картина почему-то вызвала глубочайшее отвращение. Потрясение оказалось настолько сильным, что человек начал усиленно бороться со своим недугом и в конце концов сумел бросить пить!

начало пути к выздоровлению

Именно в такие моменты чрезвычайно важна поддержка извне, в первую очередь, от близких. Первым шагом на тернистом пути избавления от зависимости должно стать выполнение двух условий.

Первое — исключить для больного доступ к наркотикам. Это должно быть выполнено на 100% и любыми средствами. Ибо героин так же притягателен для наркомана, как холодный прозрачный источник воды для умирающего от жажды.

Второе — обеспечить медицинскую помощь для преодоления синдрома отмены или ломки.

Психотерапевтическую работу необходимо начать сразу, как только это позволит физическое состояние больного. Поначалу для него характерны перепады состояния: депрессия — агрессивность и обратно. Именно в этот момент происходит максимальное количество срывов. Очень важно, чтобы близкие воспринимали такие случаи не как катастрофу, а как неизбежные рецидивы болезни, сопровождающие процесс выздоровления.

социальная смерть

Следующий шаг на пути освобождения — изменение круга общения. Вокруг любого находятся разные люди. Одни более значимы и эмоционально нам близки, другие находятся как бы дальше... С течением времени происходят существенные изменения — умирают наши бабушки и дедушки, оканчивая школу, мы теряем дружеские связи с большинством одноклассников и т.п. Взамен появляются другие важные люди — супруги, дети, новые друзья... Но если этого не происходит, то в какой-то момент наступает состояние, именуемое социальной смертью. Человек перестает существовать для окружавших его людей.

Чтобы избавиться от наркозависимости и получить свободу, пережить социальную смерть необходимо. Ведь продолжая общаться с людьми, для которых употребление наркотиков — это образ жизни, бывший наркоман уподобляется человеку, пытающемуся поститься сидя за столом, уставленным изысканными блюдами. Такой подвиг, возможно, под силу святым, но не обыкновенным смертным!

Если страдающему зависимостью удается благополучно преодолеть проблемы, связанные с социальной смертью, то прогноз на дальнейшее весьма благоприятен.

человека вернет труд

Чтобы свести к минимуму возможность срыва, требуется постоянно занимать время страждущего какой-либо деятельностью. В идеале необходимо лишить его физической возможности «уходить в себя» и заниматься самокопанием.

При этом принципиально важны два условия. Первое — работа должна быть осмысленной. Второе — ее цели должны быть ясны бывшему наркоману или алкоголику и разделяться им.

Однако упаси Бог зависимому человеку попасть в учреждение, в котором рабочий день состоит из перерывов между перекурами. В этом случае он получает право на узаконенное безделье, которое способно довести до полной деградации и самого здорового человека, причем в кратчайшие сроки! Кроме того, есть одна сфера человеческой деятельности, категорически противопоказанная на данном этапе лечения. Это оказание в той или иной форме помощи другим зависимым...

Однако любая бочка меда бывает не полной без хотя бы небольшой ложки дегтя. Даже если страдавший зависимостью человек стал действительно свободным, это не означает, что в отношениях с окружающими он превратится в бескрылого ангела, в душе воцарится вечный мир и покой, а все неприятности будут обходить его дом стороной. Конечно же, нет. Но, быть может, нормальная жизнь и немыслима без ложек дегтя?