Люди


23.05.2003

Сельский батюшка

Сельский батюшкаЕму всего 28 лет. У него открытый взгляд и веселый нрав. У него трое сыновей и одна дочь. Его средний сын родился в день памяти Иоанна Богослова. Через несколько лет иерей Константин (Исаков) стал настоятелем Храма святого апостола евангелиста Иоанна Богослова в селе Большие Ключи.

Истоки

Отец Константин родом из здешних мест. Правда, некоторое время, еще будучи школьником, он с родителями жил в Тихорецке (Краснодарский край), в Чебоксарах (Чувашия). Но родные места всегда зовут назад: здесь все мило и приятно, к тому же здесь покоятся твои предки. В 1989 году семья Исаковых вернулась в Раифу.

— Мой прапрадед по материнской линии был очень зажиточный человек. В конце 30-х годов его раскулачили и вместе с сыном отправили в лагеря. Прапрабабушку предупредили: если в будущем не хочешь неприятностей и хочешь получить работу, — смени фамилию. В то время у нее на руках оставался малолетний сын, и она записала его на свою девичью фамилию. Так мои прямые потомки по материнской линии разделились на две ветви. Из лагеря вернулся только мой прадед. А так как ни дома, ни угла у него не было, он с семьей скитался по селу. Никто их даже на постой не брал. Тогда около храма (в котором сегодня служу я) они просто-напросто вырыли землянку и стали в ней жить. В этой же землянке родился и мой дед…

Эта землянка сохранилась до сих пор — как напоминание о том тяжелом для семьи времени.

По зову сердца

Будучи подростком, отец Константин каждое лето гостил у прабабушки. Так что Раифский монастырь ему знаком с детства. Видел его еще в руинах — без маковок церковных куполов и без звона монастырских колоколов. Видел, как разрушенные и оскверненные храмы стали возвращаться к жизни. И не только наблюдал со стороны: после службы в армии на таежной заставе Дальнего Востока он по зову своего сердца обратился с просьбой к наместнику монастыря архимандриту Всеволоду взять его помощником на восстановительные работы. Это было в августе 1995 года.

— Тогда полным ходом шло восстановление монастыря — шла интенсивная работа в Троицком соборе: в сентябре, на престольный праздник монастыря, должна была состояться в нем первая служба. Работали и днем и ночью.

Сначала он был просто рабочим-специалистом по восстановлению храмов, затем стал начальником охраны монастыря, отвечал за его безопасность. Монастырь становился частью его жизни. Подсознательно, сердцем понял, что здесь его дом, дом его души. По благословению настоятеля монастыря начал читать псалтирь, изучать церковно-славянский язык. Постепенно менялось и мировоззрение. Мирское стало отходить на второй план.

— Никогда не думал, что буду церковным служащим, да еще и священником. Все произошло по промыслу Божиему. Однажды отец Марк пригласил меня в канцелярию и попросил заменить его на короткое время — через полгода я уже полностью вел работу канцелярии. Монастырский уклад еще больше и прочнее вошел в мою жизнь. Только в монастыре ощутил, что такое истинная духовность.

Со временем по благословению архимандрита Всеволода я был рукоположен в диаконы. А чуть позже — в священники. По указу владыки послушание я продолжал нести в канцелярии, но в это же время изучал и службу. Господь дал мне возможность приобщиться к церковной жизни. Прошло еще немного времени, и меня назначили настоятелем Ключинского храма — подворья Раифского монастыря. С того времени прошло уже два с лишним года.

Первая служба

И хотя службы на Раифском подворье бывают по выходным и праздничным дням, в храме батюшка бывает каждый день. Им возобновлена дореволюционная традиция Крестных ходов, при нем вновь зазвонили колокола. А ведь храм еще совсем недавно стоял в запустении…

— Я знал, конечно, в каком состоянии находится храм, знал, что службы там почти не ведутся, но при церкви, как мне сказали, есть добрая пожилая женщина, на которую можно положиться. Приехал. Вижу, одна бабушка гоняется с палкой по двору за каким-то пьяницей. Оказалось, что это и есть та самая добрая женщина —тетя Клава. «Ничего себе», — думаю… Сейчас она и есть моя первая помощница в церкви. Родных у нее нет, свою жизнь она посвятила Богу. Недавно со своей пенсии оплатила работу резчикам, которые делали сень над иконой «Неупиваемая чаша».

Первый год был очень тяжелым. Хорошо, что отец Всеволод материально поддерживал. Начали приводить в порядок храм и его территорию. Думаю, что люди увидели, что пришел я с серьезными намерениями, начали помогать.

Никогда не забуду первую службу — это было отпевание. До этого я ни разу еще никого не отпевал. Видел, конечно, не раз, служил панихиду в монастыре. Приехал в храм, раздул кадило, вот-вот должны принести отпевать. Подходит ко мне тетя Клава и спрашивает: «А Царские врата, батюшка, будете открывать?» А я-то и не знаю. Звоню отцу Всеволоду, и он мне объяснил, что, действительно, есть такая традиция, отпевание проводить при открытых Царских вратах… Вот так началось мое служение: не во здравие, а за упокой…

Православная семья

Начало церковной жизни отца Константина совпало с началом жизни личной. Матушка Ольга — помощница мужу. И хотя большая часть забот по дому легла на нее, она безропотно и смиренно выполняет их. Так говорит сам отец Константин.

— Радуют и дети: у меня трое мальчиков и недавно родилась девочка. Старшему Вадиму 10 лет. Он чемпион Татарстана по шашкам. Однажды, как мне матушка рассказывала, средний сын Иван играл в диакона. Взял палочку-кадило и ходил по комнате… Остальные еще маленькие совсем.

Большая семья Исаковых живет в Раифе в маленькой двухкомнатной квартире. Но отец Константин никогда не думал о том, чтобы скорее обустроить собственный дом, который стоял всегда для батюшек рядом с храмом, и переехать. Любые средства, которые жертвовали на храм, он в первую очередь использовал на восстановление храма. Теперь церковь сияет белизной, восстановлены росписи.

— Не стыдно сейчас смотреть в глаза прихожанам, которые стояли когда-то на битом щебенчатом полу, среди мерзости и запустения. На службе обычно бывает человек 20. В праздники же гораздо больше, конечно: приходят из близлежащих сел и деревень.

Идут за советом к батюшке со всей округи, а он, если не из своего опыта, то из опыта святых отцов ответ находит. Да и как же иначе. Церковь всегда была центром жизни человека: от рождения до смерти. Встречала в этом мире и провожала десятки поколений наших верующих предков. Настало время, когда мы должны стать достойны их памяти.