Люди


31.08.2005

Невиданная драма Беслана

На выставке «Православная Русь», состоявшейся в Москве в Гостином дворе, был представлен Аланский Свято-Успенский мужской монастырь из Беслана (Северная Осетия). Посетители стекались к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы. Гости из Осетии охотно рассказали о том, как на этой земле утверждается Православие.

Одна из древнейших святынь Осетии — Иверская-Моздокская икона Божией Матери. История этой иконы такова. В конце XII и начале XIII столетия в Грузии царствовала знаменитая царица Тамара. Она заботилась о проповеди христианства в Осетии, украшала храмы. В один из них царица прислала икону Божией Матери, написанную по образцу Иверской. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Три раза горела церковь, в которой стояла эта икона, и каждый раз после пожара святую икону находили целой на горе. Видя такое чудо, жители аула стали чествовать ее как чудотворную.

В 1567 г. царь Иван Васильевич Грозный основал на реке Тереке город Терки; на Кавказе образовалось русское воеводство. В 1793 г. императрицей Екатериной Великой была учреждена в Моздоке епископская кафедра. Моздокским епископом был назначен Гаий (Токаов). Сюда осетины-переселенцы привезли чудотворную икону Божией Матери. Для нее была построена часовня, куда сразу же стали стекаться паломники. В 1797 г. на месте часовни был построен и освящен храм во имя Успения Божией Матери, при котором образовался просуществовавший недолго женский монастырь.

...В безбожное лихолетье Моздокская икона Божией Матери была утеряна. Однако почитание ее не прекратилось. По преданию, эта икона будет обретена с восстановлением православных монастырей в Осетии.

Этого события с горячей верой ожидают и насельники Свято-Успенского монастыря. Предшественник нынешнего владыки Феофана Высокопреосвященный митрополит Гедеон благословил основать монастырь в поселке Фиагдон. Всего в пяти километрах отсюда находится часовня, где шесть веков пребывала чудотворная Моздокская икона.

Обитель учреждена Указом Священного Синода 19 апреля 2000 г. Сейчас монастырь находится в городе Беслан, в бывшей гостинице для водителей поездов. Церковь монахи устроили в бывшем клубе. Со временем обитель переедет в Фиагдон, в горы, а в Беслане останется подворье.

Монастырь открылся в Беслане всего за несколько лет до великой беды, потрясшей мир. 1 сентября прошлого года монахи из бесланского монастыря уехали в Москву на ВДНХ. Буквально через несколько часов бандиты захватили школу, которая находилась в нескольких минутах ходьбы, и взяли в заложники всех, кто там находился — взрослых и детей. Глубокая скорбь охватила город и всю Осетию, когда стали известны страшные последствия нападения. И страдающие люди обратились к единственным Заступникам — к Господу, к Божией Матери...

Беслан. Сентябрь 2004 г.

...За несколько дней до захвата бандитами школы был праздник Успения Пресвятой Богородицы. 28 августа в Куртатинском ущелье собралось огромное количество народа. Была торжественная служба, затем крестный ход в часовню, где раньше хранилась Иверская Моздокская икона Божией Матери, с чтимым списком этой иконы, причем он мироточил. Через три дня на православную Осетию обрушились силы зла.

Известно, что православных бандиты заставляли снимать кресты, а над теми, кто крест не снимал, издевались особо. Были настоящие мученики за веру. Все газеты обошла фотография, на которой православный крестик зажат в окровавленной детской руке. А прихожанку бесланского монастыря рабу Божию Фотину заставляли снять крест, и, когда она отказалась — ей прострелили руки, ноги и живот. Она выжила. И такой случай не единичен.

Дети, находясь в окружении бандитов, твердили матерям: «Мама, не снимай крест!» Один Господь знает, сколько мучеников за веру вошли в небесные обители после кровавой бесланской осени…

Сейчас монастырская братия насчитывает семь человек. Трудясь во славу Божию, они несут утешение пострадавшим от бандитов-душегубов. День и ночь возносится над обителью молитва Всемилостивой Госпоже и Владычице — да сохранит Она свое попечение над православной Осетией, над Кавказом, над миром.

Марина Васильева