Люди


03.03.2006

Чистота сердечная

Канонизированный в 1997 году в Казанской епархии старец Гавриил (Зырянов), выходец из простой уральской глубинки, ученик Оптинских старцев, наставник и духовный авва ставших впоследствии достойными служителями Церкви Христовой иноков-студентов Казанской Духовной Академии, именно в Раифской Пустыни он принимает решение принять схиму. Ныне преподобный Гавриил является духовным наставником для всех тех, кто в простоте душевной ищет Бога.

Урал — малая родина преподобного

Преподобный Гавриил (в миру – Гавриил Фёдорович Зырянов) родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской области. Ныне – это территория Свердловской области. Надо сказать, что старец происходил от зажиточных и благочестивых христиан Феодора и Евдокии, людей грамотных и потому в свободные часы любящих прочитывать Евангелие, Псалтырь, а также жития святых. Будучи малолетним ребёнком, Ганя (Гавриил) научился читать Псалтирь от своих старших сестёр, впоследствии принявших монашество.

Воспитание будущий старец получил религиозное, в основу которого полагался прежде всего страх Божий. Благодатной почвой в душе послужило простое по сердечному расположению воспитание в родном доме... Детские годы прошли в слабости физической и постоянных болезнях. Поэтому единственное средство лечения родители видели в регулярных богослужениях, домашней молитве.

Так однажды он был отмечен знамением свыше: небесное паникадило спускалось ниже и ближе к мальчику. Ганя услышал голос:

— Ты Мой!

— Чей это? – спросил мальчик.

— Божий…

Исполненный неземной радости, Ганя возвращается домой, прыгая на одной ножке со словами: «Я не ваш, я не ваш». На вопросы встревоженной матери мальчик отвечал: «Я Богов, Богов…».

Икона святителяПуть в монастырь

Сердце юноши искало высокого подвига для Бога. Услышав о намерении сына жить в монастыре, отец ответил решительным отказом. Но юноша всё просился в монастырь. Ганя многое в своей жизни перестроил на монашеский лад. И родители согласились. Трогательны были проводы в путь: в назначенный день помолились Богу, Ганя всем и каждому поклонился в ноги, попрощался со всеми, даже с лошадками и коровушками.

 Шел 1864 год. В Оптиной пустыни Гавриил нёс послушание десять лет, а постриг всё затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг — не награда, а покаяние. В 1874 году он переселяется в Высоко-Петровский монастырь в Москву. В день памяти святителя Тихона задонского (13 августа) о. Гавриил был пострижен в монашество и получил имя этого угодника Божия — Тихон... В 1877 году — рукоположен в сан иеродиакона. Священник прекрасно видел, что Москва была опасна для него, что условия монашеской жизни там были неблагоприятными, что сокровища духа там можно было рассеять безвозвратно...

Раифская пустынь

В Раифскую пустынь отец Тихон прибыл 29 июня 1882 года. Еще подъезжая к Пустыни, он глубоко переживал свое переселение в густой лес, окружающий монастырь, с его ароматом цветущих лип, с одинокими фигурами монахов, гуськом гуляющих по лесным тропинкам. Как отличались эти заветные места от шумной Москвы. Тишина и безлюдность... Умилялось сердце о. Тихона. Его сердце рвалось к уединению, хотелось скорее использовать эту пустынь для своего духовного обновления, для покаяния, молитвы и слез.

Вскоре он стал чувствовать недомогание — открылась длительная лихорадка. Ему пришлось отказаться от поездки на родину и остаться в Раифе.

Теперь он мог наслаждаться уединением и молитвой. Больше всего отцу Тихону нравилось уходить в глубь леса и там предаваться молитвенному плачу. Это облегчало душу его, являлось былое дерзновение в молитве и уверенность в близости Господней к себе. Он дерзновенно уповал на возвращение ему прежних даров Святого Утешителя Духа.

И надежда его исполнилась. Ибо сердце его от молитвенного умиления стало доступным всякому состраданию к падшим, а внутреннее чувство подсказывало, что он опять получает в сердце своем утраченное руководство Духа Святого; все это при сознании своих грехов еще более смиряло его и делало готовым ко всякому подвигу для Бога, по любви к Нему и благодарности.

В это же время Господь явил о. Тихону и другую милость: его посвятили в сан иеромонаха 24 апреля 1883 года, а отец игумен, благоволительно относившийся к нему, сделал его братским духовником. Однажды отец игумен вслух размышлял о том, как он поедет в Киев, как возьмет с собой туда и отца Тихона. А внутренний голос открывает в это время отцу Тихону: «Скажи игумену, в Михайловском теперь смятение... Скончался епископ Иоанн скоропостижно...». Отец Тихон сказал и прибавил: «Куда же теперь вы поедете?... От одного берега отстали бы, а к другому не пристали».

Игумен был в страхе и недоумении — верить ли? Но отец Тихон опять говорит, что сообщение верное и что придет телеграмма. На другой день, действительно, пришла телеграмма, окончательно сразившая игумена. Его планы на Киев рухнули.

С того дня он часто допытывался у о. Тихона, каким образом он узнал тайну, и сетовал: «Отчего же я не могу знать?»

Отец Тихон объяснял, как мог: «Добродетелей у меня нет никаких, а одни только грехи... И не думаю я, что-бы Господь за них поощрял меня откровениями... Нет! Но я плачу и сильно сокрушаюсь, что прогневал Создателя и Бога моего, а эти явления показывают, что Бог близ есть и призывает грешника к покаянию: и вот — внушил не падать духом, а надеяться на Него. Вот и все тут!.. А что касается откровений, то это дело Божие, и я тут не при чем»...

Не без участия игумена отец Тихон был переведен на послушание в Архиерейский дом в Казань. Но после месячного служения в Архиерейском доме, 7 ноября 1883 года, он переселился в Седмиозерную пустынь.  

Отец Тихон помнил о своём давнем желании принять схиму. Он доложил наместнику, который подал ходатайство на имя архиепископа Казанского. Ввиду болезни отца Тихона ходатайство было немедленно уважено (5 октября 1892 года). Вскоре состоялось пострижение отца Тихона в схиму. Он пожелал получить прежнее своё имя — в честь Архангела Гавриила. В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества...

Последние дни

Новые скорби посланы были старцу перед уходом в мир иной. Почитание старца вызвало негодование некоторых насельников из числа братии. Строились козни, умножалась злоба, зависть проникала в сердца несчастных насельников. Прибывший на Казанскую кафедру архиепископ Никанор (Каменский), видный богослов, не разобравшись в сути дела, удовлетворил прошение схиархимандрита Гавриила об увольнении его от должности. Последовало обвинение старца в неумении вести монастырское хозяйство, разорении обители. А заявление некоего «почётного гражданина С. Поливанова» вменяло батюшке-молитвеннику принадлежность к … «партии социал-демократов».

И много пришлось пережить старцу с мая по июнь 1908 года. Его подвергали обыскам, лишили келейников, выселили из домика. Один из духовных чад старца, будущий священномученик Иувеналий (Масловский) выхлопотал перевод отца Гавриила. В конце июня 1908 года схиархимандрит Гавриил приехал в Псков, а затем отбыл в монастырь. Уже после перевода старца решением и расследованием комиссии отец Гавриил был признан невиновным в нарушениях.

Враг рода человеческого и здесь озлобился против молитвенника и однажды, в часы занятия Иисусовой молитвой, старец увидел у входа появившегося «косматого человека», который со злобой оскалился: «Я тебя отсюда выгоню!». А батюшка смиренно ответил: «Ну что же, буди воля Божия!».

Летом 1911 года в пустыни побывала великая княгиня Елисавета. Известно, что великая княгиня нашла в старце духовного наставника. А старец, в свою очередь, по приглашению матери-настоятельницы, приезжал в Марфо-Мариинскую обитель милосердия для наставления сестёр.

В 1915 году отец Гавриил стал собираться в Казань: «Поеду в Казань, там умру!». 24 августа старец выехал в Казань, где остановился у своего духовного сына инспектора Академии архимандрита Гурия (Степанова), позднее архиепископа. Последнее причастие Святых Таин принял старец из рук своего духовного сына иеромонаха Ионы (Покровского), впоследствии епископа.

Утром 24 сентября старцу прочитано было исповедание грехов повседневное, по прочтении же он произнёс: «Прости мя, отче, и разреши грешника». И добавил: «Спастися подобает многими скорбями».

Отпевание совершали 28 сентября в храме Духовной Академии, а погребено тело старца было в Седмиозёрной пустыни.

по материалам иеромонаха Иосифа,
инспектора Казанской семинарии иеромонаха Никандрома (Анпилогова)