Люди


18.07.2007

"Дорогой наш человек"...

А.И. Журин5 июля исполнилось 90 лет со дня рождения известного республиканского краеведа Александра Ивановича Журина. Родился он в лихой 1917 год, в селе Большие Ключи и всю свою жизнь посвятил краеведению, изучению истории родного края. У него есть ин-тересные сведения по истории не только родного села, но и окрестных сел и деревень: Ивановки, Русского Николь-ского, Муравьевки, Соловьевки и других мест.

Тяжелое детство было у маленького Александра, да и кому в те далекие годы было легко: подробности голодного детства писали и рассказывали многие известные личности, родившиеся в годы гражданской войны...

Отец Александра Журина был дружен с последним священником Ключинского храма протоиереем Григорием. Батюшка очень любил пчел, держал небольшую пасеку, и отец Александра поставлял ему ульи. Две семьи постоянно общались, и Александр, можно сказать, с детства рос при любимом храме. До сих пор Александр Иванович считает, что в советские годы храм можно было спасти от разграбления. Очень многие ценности Иоанновского храма исчезли в те годы: иконостас, духовные книги, церковная утварь, ценные иконы. Была разобрана ограда вокруг храма, увезены колокола, осквернено кладбище. Захвачены дома священника и дьякона, здание воскресной школы…

Жизнь Александра Ивановича всегда была связана с родными Ключами. После того как он вернулся с Великой Отечественной войны, увешанный боевыми орденами и медалями, он начал работать в ключинской школе преподавателем. С чего у него началось увлечение историей края, он сегодня уже и не помнит. Может быть, с того, что всегда старался разобраться в происхождении местных названий...

Беседа краеведа и настоятеля храма в с. Большие Ключи. Фото Дмитрия Катаргина

Александр ЖУРИН:

«Если бы не Великая Отечественная война, если бы меня не забрали на фронт — все бы сделал для того, чтобы наш уникальный храм не был разграблен. Пусть он остался бы не действующим культовым зданием, а стал бы просто музеем, одним из духовно-культурных центров, которые возникли тогда на местах многих разрушенных российских монастырей, чтобы всегда можно было в него войти и посмотреть, что было сделано нашими предками. А ведь всю красоту, что была собрана здесь, создали наши предки, отцы и деды, соседи и односельчане, и мы должны сохранить о них светлую память…

Когда я вернулся из армии в 1945 году, у меня появилась идея заняться краеведением. Стал собирать списки ушедших на войну односельчан, беседовал со старожилами об истории Ключей: Павлом Киселевым, Сергеем Лениным, Иваном Прошуниным, Семеном Макаровым. Все они были 1880-1883 годов рождения и раньше. Материал накапливался, а когда я вышел на пенсию, стал посещать архивы, библиотеки, более подробно узнал о возникновении близлежащего Раифского монастыря, деревни Белое и наших Ключей. Особенно хорошо написано об этом, на мой взгляд, в книге профессора И.Е. Износкова за 1885 год «Списки населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием»: «Ключи, село при безымянных ключах на проселочном тракте...от гор. 34 версты. Русские жители, основавшие это селение и давшие ему название по ключам, выселились из дер. Белое и других мест около 1680 г. До 1832 г. Ключи были деревней, состоявшей в приходе села Ивановского. Как в самом селе, так и в окрестностях находится много оврагов с родниками, из которых текут быстрые ключи. До заселения на месте Ключей был дремучий лес»...

Никто до Александра Ивановича особенно не интересовался, откуда, например, получили название районы ключей. За речкой через мост район назывался Самара. Никто не знает, а Александр Иванович «раскопал». Оказывается, там за Ключами начинались дубовые рощи, росли многовековые дубы, которые местные жители пилили и сплавляли по Волге в Самару.

Большое внимание в своих исследованиях Александр Журин всегда уделял истории Ключинского храма: «Казанская духовная консистория в 1822 году, постановив уничтожить в селе Ивановском деревянную ветхую церковь, одновременно решила построить приходской деревне Ключи каменную церковь. Специально для этого строительства возвели кирпичный завод. Церковь начала действовать в 1832 году, долгое время это было единственное каменное здание в селе… Население Ключей было очень верующим. Соблюдали не только посты, но и все постные дни — понедельник, среда, пятница. В общей сложности за год набиралось более 150 постных дней.

Но самый, пожалуй, интересный исторический факт, связанный с нашим селом, касается Федора Ивановича Шаляпина. В журнале «Жизнь» за 1914 год опубликованы воспоминания одного из современников знаменитого певца. Он пишет Федору Ивановичу:

«Добрейший и глубокоуважаемый Федор Иванович! В бытность Вашу у нас Вы просили меня известить вас относительно Вашей матушки. Она была в начале семидесятых годов кормилицей у бывшего пристава Чирикова в селе Ключи Казанского уезда, а Ваш отец был в то время помощником писаря Ильинского волостного правления. В Ключах у Чирикова родились два сына — Алексей и Модест. Последний-то и стал молочным братом Феди Шаляпина...»

Настоятель Иоанновского храма о.Константин нередко шутливо замечает: «Может быть, именно в нашем храме маленький Федя впервые соприкоснулся с гармонией звуков, в особенных песнопениях Ключинского храма узрела его душа свое предназначение петь»...

От Александра Ивановича жители села узнали, что в помянниках знаменитого на весь мир певца Шаляпина на первом месте, сначала за здравие, потом за упокой стояло имя псаломщика Иеракса. Этот служитель Иоанновского храма, как и многие другие певчие, псаломщики, дьяконы перешли некогда из Ивановского храма в Ключинский. Многие из них похоронены на старинном кладбище, находившемся у ворот Иоанновского храма. В настоящее время начинается восстановительные работы в районе захоронений.

«... протоиерея Григория, послушника Иеракса, Иоанна, Евдокии, Феодора...»

«Мы пытаемся восстановить имена всех священников, — говорит отец Константин, — кто когда-то служил в нашем храме, чтобы поминать их в наших молитвах. Их души нуждаются в этом. Мы хотим, чтобы в нашем храме была преемственность поколений. Никто не думает, что мы пришли «и с чистого листа» стали служить. До нас здесь служили много людей, священников, дьяконов, псаломщиков, которые много сделали для того, чтобы просвещать живущих здесь людей, для духовного роста местного населения».

Отцу Константину особенно приятно, что его любимый воспитанник – бывший псаломщик Сергей, а сегодня студент 5 курса Казанской духовной семинарии выбрал очень интересную и важную для всех тему для своей дипломной работы — историю постройки храма в селе Большие Ключи. Он старается, чтобы из забвения вышли все, кто служил в ключинском храме. Дело всеми любимого краеведа Журина продолжается…

рассказала
Нонна Покровская

См. также