Люди


28.02.2009

Рожденный 19 января

Мы продолжаем знакомить наших читателей с творчеством нашего с вами земляка, который любезно предоставил редакции «Раифского Вестника» свои произведения. Сегодня перед нами откроется образ фотохудожника, довольно известного человека в Татарстане, со стороны его духовного становления.

Благодаря снимкам фотографа мы можем увидеть историю возрождения Раифского монастыря и его подворий...

Александр Семенов у стен Раифской обители. Фото Евгения Канаева

…Когда в седьмом часу утра прибежал Кирюша и сказал, что дед зовёт за песком ехать, мы с женой, ошарашенные, заметались, собирая ведра, ванночки, ещё какие-то емкости: ведь вчера вечером Саша (дед Кирюши) в ответ на мою просьбу без особого, надо сказать, энтузиазма пообещал после обеда съездить с нами на остров за песком — мы собрались печку перекладывать, а песок – белейший, солнечный, чистое золото! — на острове, без лодки туда никак. И вдруг — семь утра!

Саша стоял на берегу, прилаживал подвесной мотор, улыбался как-то необычно, смущенно:

— Знаешь, я сон сегодня видел…

Я, весь еще впопыхах, кивнул: ну?

— Мне Патриарх наш приснился… Алексий Второй.( Это было летом 2008 г. – прим. Авт.)

Я опять кивнул, потому что оторопел, не знал, что ответить.

— Он мне руку протянул… — Саша посмотрел на меня с интересом: как отреагирую. А я молчал. — Я ее и поцеловал! — он улыбнулся своей детской, наивной, открытой улыбкой. Седые волосенки топорщились в разные стороны, ежиком никак не назовешь, зубов уже половины нет, лицо круглое, беззащитно-открытое…

— Она теплая, рука-то! — засмеялся он растерянно-счастливым смехом.

Было чему удивиться. Саша, Александр Георгиевич, иногда с интересом расспрашивал меня про Церковь, про службы, про «почему молитвы не на русском языке», подчас даже начинал как бы оправдываться: я, мол, тоже в Бога верю, но по-своему… Ох, уж это «по-своему»! Сам я прошел через это, знаю. Так и откуда взяться вере-то, если родился Саша в том самом 37-м, который стал зловещим символом отказа не только от веры, часто — и от родителей даже…

Ему-то, Саше, повезло. Отец его, Георгий Александрович, работал конструктором в «почтовом ящике», сейчас известном заводе, строил корабли, катера, но потом художественная, творческая жилка привела его в пущенный в 1943-м году ДК «Родина» — сначала художником, а потом руководителем изостудии, из которой вышли все известные сегодня зеленодольские художники старшего поколения.

Мне легко представить, как рос Саша. Гляжу вот, как он возится с Кирюшей, внуком, учит его держать в руках и топор, и стамеску, и фотоаппарат. Так же и сам он, Саша, еще школьником, а потом студентом Зеленодольского судостроительного техникума ходил в студию к отцу, впитывал не только навыки, но и внешне негромкую, но глубокую любовь к родному городу, к Волге, к природе, которой щедро одарил Господь эти края, Татарию, теперь — Республику Татарстан. Работал в проектно-конструкторском бюро на заводе, высшее образование получил на вечернем отделении Казанского авиационного… И фотографировал, фотографировал, стремясь поделиться с отцом, с друзьями пьянящим чувством Прекрасного — а его было столько вокруг!

…Сороковые, пятидесятые… Не мне судить Сашину и собственную юность, для нас она была прекрасной, как бы ни старались очернить это время нынешние либералы-западники. Интересно было бы представить их в той действительности, в тех условиях: с кем бы и где они были? Право судить не каждому дано — это уж как минимум. Правильная ведь есть еврейская поговорка: хотел бы я быть таким умным, как моя жена потом… А мы сегодня вспоминаем, что в одном классе учились тогда и сын замминистра, и сын уборщицы, и татарин, и еврей, и если что, стояли друг за друга и до «первой крови», и до какой надо… И все получили то образование, о каком мечтали, и какое смогли по своим способностям, а не по знакомствам, блатам или взяткам.

Нас тогда окружали и пестовали замечательные люди. В фотокружке зеленодольского Дома пионеров Сашу приметил известный в то время фотограф З.Д.Михайлов. С 1958 года Саша часто бывал в Казани, в Госмузее Татарстана, где вокруг замечательного фотографа и чудесного человека О.К. Лебедева группировались и фотолюбители, и «профи»… Возник фотоклуб «Волга» при казанском ДК им. Ленина; в среде фотографов (не только казанских!) родилось понятие «казанская фотошкола». Перечислять выставки, награды и призы Александра Семенова — бессмысленное занятие, never ending story. Скажу только, что в 1967 году он первым из фотохудожников Татарстана стал участником и медалистом выставок в Англии, Польше, Чехословакии, Таиланде…

Но я хочу рассказать не об этом — А.Семенов отмечен многими наградами и титулами как фотомастер и в таком признании не нуждается. Я о преемственности. Старшего сына Семенов назвал Георгием — он сейчас в Петербурге, что называется, успешный фотохудожник (Георгий — сын от первого брака, но не мне судить кого бы то ни было за это, это о нас сказал Аркадий Райкин: «Сколько же нас развело-о-сь!», увы!).

Кирилл — сын дочери Татьяны, он и по внешности становится «вылитый дед», и помогает ему во всем. На берегу Волги, в деревне Курочкино, где у Семеновых вот уже четверть века свой дом (понятное дело, не коттедж, а строение типа «изба») и где неисчислимое множество необходимых дел, Кирюша и другие Сашины внуки проводят все лета. Кирилл своими глазами и руками учится пилить и колоть, копать и строить. Саша — он рукастый. Когда в воровские 90-е у него зимой из-за ценного металла украли котел, он своими руками, почти «в однеху» перебрал разоренную баню. А еще Кирюша ходит с дедом по полям и лесам, теперь уже и сам фотографирует, и на компьютере вместе сидят в «фотошопе», так что на республиканской выставке Кирилл представил композицию (теперь это, кажется, называется «презентация») «Времена года»: классическая музыка и дедовы фотографии, красивое оформление — презентацию высоко оценили. Да и фамилия у Кирюши подходящая — Надеждин… Красавица Регина учится в художественной школе и, что называется, подает надежды… Третье лето с этими внуками («2 из 7», если пользоваться современной терминологией) Семеновы отправлялись на теплоходе — сначала по Волге, по святым местам, потом — по Каме, в Пермь, а минувшим летом — в Волгоград, город нашей воинской славы…

Не хочется выглядеть занудой-резонером, но не могу не сказать, что так и должно повсеместно быть: поддержка и живой пример в семье, в школе — и реальные возможности попробовать свои силы в состязании с равными на более высоком уровне. Такая нехитрая мысль, а вот глядишь на некоторых деток известных людей, и грустно становится. Примеры, думаю, приводить не надо…

Про школу я не случайно упомянул: сейчас Александр Георгиевич, находясь на «заслуженном отдыхе», работает преподавателем спецдисциплин в профессиональном лицее № 25 г.Зеленодольска, молодых-то «преподов» — раз-два и обчелся. Ребята его любят — и этим все сказано.

Еще один талант Александра Георгиевича — умение дружить и щедро дарить себя людям. Стараниями Людмилы Анатольевны (бабули Люды) и самого Саши их квартирка на улице Тургенева в Зеленодольске и особенно домик в Курочкино давно превратились в уютный «странноприимный дом» или просто место тёплых встреч с друзьями — иногда единомышленниками, иногда и наоборот.

Семеновы демократичны по сути: своего мнения не скрывают и чужое заведомо не отрицают. А сажают к надраенному самовару и поят особым семеновским чаем, настоянным на мелиссе и мяте, да и рюмочка-другая, понятное дело, найдётся. Сиживали тут и канадец Кузьма (грозился даже дом тут купить, так ему Курочкино понравилось), и Сэм — тоже из Северной Америки, и нынешние иностранцы — тогда почти родные — ребята из Литвы…

Но не это главное. Главное — дело. Кто ни обратится к Саше за помощью — сделает, даст, что нужно, а не то отправится по деревне к друзьям и знакомым, которых у него великое множество, и не успокоится, пока не найдет, не сделает. Хорошо, Люда иногда тормозит, а не то бы раздал все (в скобках напомню: и при этом говорит, что верит в Бога «по-своему». Впрочем, Господь любит праведников).

Ильинское подворье в 70-ые годы. Фото А.Г.СеменоваСколько выставок он помог оформить своим друзьям (и не только друзьям) — фотографам! Еще один список можно составить: с 1974 года по 2006-й. Думаю, не надо специально подчеркивать, что часто Саша делает это без всякого намека на материальное вознаграждение, просто по движению души: любит он людей, любит живое творчество. Любит, конечно, и новомодные словечки, ощущает себя в этих случаях «профессиональным дизайнером» — так и пусть. А то, что любит, когда его хвалят — то какой творческий человек этого не любит? Перечитайте «Блистающий мир» А.Грина: человек умел летать, но мог это делать, только когда собирались люди и смотрели на его полёт… Это я к слову: о современных тиражах книг, о выставках… Одну выставку своих работ Саша сделал однажды прямо в деревне. Народ в воскресенье пошёл на переправу и увидел на заборе множество фотографий большого формата. Кто-то узнал себя и своих родных, кто-то — знакомых. Останавливались, ошеломленные. К счастью, катер, как всегда припозднился, смотрели долго и отходили, светясь улыбками…

Можно, я не буду тут ставить акценты и разводить философию? Да и не умею этого делать. Лучше расскажу еще одну историю. Даже две.

Случился в деревне пожар. Увы, дело житейское: по пьяни уснул мужик (имя тут не важно), не погасив сигарету, ладно, сам жив остался — в одних трусах выскочил. Два дома сгорели. А напротив старики, Анатолий Платонович и Катенька (так их в деревне зовут), вышли из дома и обмерли: полыхает вовсю, и ветер прямо на них. Катя подтолкнула мужа, Анатолий вынес образ Богоматери и выставил перед собой, молиться начали, сколько сил было: «Защити, спаси, Матушка!». И огонь сначала как бы стих, а потом разгорелся ещё сильнее — но повернул в сторону, не тронул дом стариков. Рассказали они про это Саше, он их, счастливых, сфотографировал на память — и даже «гонорар» не отказался взять: ведро картошки. Конечно, скептики и тут могут сказать: «случайность», «совпадение»… Сколько же надо таких «совпадений», чтобы поняли люди: ужасные испытания послал Господь нашей стране в прошлом веке, потому что не просто оскудела в народе вера, а отреклись от Него, многие даже служить сатане стали сознательно — в первую очередь, конечно, из нашего брата, интеллигентов…

А у Саши еще одно «совпадение» было. Он любит (и всегда любил) храмы фотографировать. Однажды надо было ему отсканировать несколько снимков. Пришел к друзьям в родной авиационный, своего сканера у него тогда еще не было. Ребята ему все снимки отсканировали — а один так и не смогли, как ни бились. На нем были лошади сняты, которые в разоренном храме стояли…

…Концовка у моего рассказа получилась счастливая. Александр Георгиевич отметил своё 70-летие выставкой в Национальной галерее Татарстана, в казанском кремле. В конце января это было, ведь родился он 19 января, в День Крещения Господня, в День Богоявления! Показалось мне это сочетание многозначительным, ведь 19 января 1937-го, рокового года родился простой, естественный человек, который живёт своим интересом и любовью к ближним. А еще через несколько дней Саша позвонил мне и счастливым голосом сообщил, что принял святое крещение. Надо ли объяснять, как мы порадовались за него, как поздравляли?

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Александру Георгиевичу Указом Президента РТ М.Шаймирева присвоего звание «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан» — он первый в Зеленодольске с честью носит такое звание. А 12 февраля 2009 года в Зеленодольской художественной галерее открылась выставка «Песня о дереве». О ней словами не расскажешь — ее надо видеть.

Казань-Курочкино-Зеленодольск

Роберт Метелев