Люди


30.09.2009

Иоанн Кронштадтский

Продолжение. Начало в предыдущем номере.

Весь путь от пристани до города и затем все улицы, по коим следовал экипаж, были заполнены народом, и все при встрече с ним низко кланялись Преподобному. Многие, подбегая к коляске, бросали свёртки и конверты с деньгами.

 

8,64 Kb

Об авторе

Преподаватель Казанской духовной семинарии Анатолий Михайлович Елдашев стал номинантом премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

1 октября сего года ему вручены «Почетная благодарность» и памятная медаль митрополита Макария. Церемония вручения наград лауреатам и номинантам впервые проходила в недавно отреставрированном Петровском путевом замке. В церемонии вручения приняли участие соучредители Макарьевского фонда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, мэр Москвы Ю.М. Лужков, президент Российской академии наук, академик Ю.С.Осипов, председатель Фонда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Это вторая награда историку — впервые он стал номинантом Макариевского конкурса в октябре 2005 года.

Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) был учрежден в 1995 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке правительства Москвы в лице мэра Ю.М. Лужкова и Российской академии наук в лице президента академика Ю.С. Осипова.

Макарьевская премия, начиная с 1884 года, остается одной из самых престижных премий России и мира. Она вручалась не только богословам, но и ученым за высокие достижения в самых различных областях знаний. Именно пример России (Демидовская, Уваровская, Макарьевская, Ломоносовская и Пушкинская премии) в немалой степени инициировал учреждение знаменитой Нобелевской премии.

 

Так как для церковной службы о.Иоанн должен был испросить благословение Казанского архипастыря Высокопреосвященнейшего Владимира, то всему кортежу пришлось, проехав через весь город, направиться в загородный дом владыки,4  находящийся в пяти верстах от города. Для продолжения пути потребовалось переменить лошадей на почте, где моментально собралась внушительная толпа народа, которая, окружив о. Иоанна, приняла от него благословение.

Архипастырь любезно принял о.Иоанна и всех его спутников, преподав благословение на совершение литургии в Благовещенском кафедральном соборе. Отец Иоанн, побеседовав с владыкой несколько минут наедине, отправился обратно в город.

По улицам его следования набралась ещё большая толпа, набожно приветствовавшая дорогого гостя. При проезде через мясной и рыбнорядский базары вся громадная масса здесь находившегося народа низко склоняла головы, и многие совершали крестное знамение. Преподобный с видимым умилением отнёся к приветствию толпы, он высоко поднимал свою соломенную шляпу, вполголоса произносил молитвенное благословение и, обращаясь к городскому голове, часто восклицал: «Какой подъём религиозного чувства в народе!»

Общий вид города, масса церквей и соборов, движение народа, колясок и экипажей по улицам и площадям вызывали у него неоднократные возгласы, обращенные к городскому голове: «Какой обширный, благоустроенный город! Я и не представлял себе, чтобы Казань была так велика и красива».

Наступил уже девятый час утра. Открылись магазины, расположенные на Воскресенской улице. Поклониться проезжавшему именитому гостю высыпал весь торговый люд. До совершения литургии отец Иоанн пожелал осмотреть Казанский женский монастырь и приложиться к чудотворной иконе Казанской Богоматери. При приезде туда прихожан почти не было, на паперти были лишь нищие, многим из которых он милостиво раздал по одному рублю; но не успел Преподобный приложиться к святой иконе, как храм буквально весь наполнился страждущими получить у него благословение. В соборе собрались почти все сестры вместе с настоятельницей святой обители монахиней Серафимой,5  которая поднесла о.Иоанну изящную копию Казанской иконы Божией Матери.

Памятник  Святому праведному Иоанну  Кронштадтскому. Фото Анатолия Елдашева

Благословив всех присутствующих, о.Иоанн направился в кафедральный собор, который буквально, не исключая и алтаря, был переполнен народом. Перед обедней была отслужена заутреня, затем отец Иоанн в сослужении с соборным духовенством совершил литургию.

Необходимо особо подчеркнуть, что Преподобный при божественном служении отличался крайним воодушевлением, блестящие голубые глаза его были обращены всё время к небу, он, по-видимому, вовсе отвлечён был от всего житейского и преисполнен одной сильной верой; лицо его горело, движения его были быстры и уверенны, голос громкий и певучий.

В алтаре, по преимуществу, собралось казанское духовенство, которое с напряженным вниманием и благочестием следило за его служением; по окончании же литургии все эти духовные лица почтительно облобызались с о. Иоанном.

Храм до такой степени был переполнен прихожанами, что войти в него не было никакой возможности, толпа стояла крепкой стеной в упор к иконостасу, что не могло не затруднять священнодействия. Духота была так сильна, что как в церкви, так и в алтаре с потолка буквально падали вниз большие капли скопившейся воды. Но кроме храма народ переполнил всю паперть, архиерейский двор и всю пред соборную площадь.

Выйти о.Иоанну из храма после службы не представлялось никакой возможности без риска быть задавленным толпой. Тогда ему предложили пройти через архиерейский ход в дом владыки, и уже оттуда выехать в город. Так и было сделано, но часть толпы, узнав об этом, быстро заполнила все выходы архиерейского дома. Пришлось провести отца Иоанна через кухню и вывести во двор черным ходом, но и тут оказалось такое же скопление людей, что экипажи не могли подъехать. Толпа подняла на руках не только о. Иоанна, но и сопровождающего его иеромонаха, и только с помощью невероятных усилий Преподобный был буквально внесён в коляску, которая немедленно двинулась вперёд, а народ стал бежать за неё по улице.

Уступая усиленной просьбе вдовы Хохряковой, о.Иоанн посетил её дом, где он совершил краткий молебен. Но это посещение вызвало категорическое решение о.Иоанна в другие дома не заезжать, так как по количеству набравшегося в её дом и на улице народа, опять появилась реальная опасность быть задушенным в толпе.

Тогда Преподобный и все сопровождавшие его лица, приняв приглашение именитого казанского купца Дмитрия Ивановича Черноярова,6  двинулись в его дом отобедать. Здесь повторилось то же самое, что и у собора, - масса народа заполнила улицу, двор, дом купца. Об отдыхе и обеде не могло быть и речи, так как все без исключения комнаты были заполнены, голова к голове, людьми.

Когда отец Иоанн отслужил здесь молебен, и поочередно благословил всех присутствующих, лишь после долгих увещеваний и просьб хозяев дом был освобождён от непрошенных лиц; лишь только тогда о.Иоанн был приглашён к столу, стоявшем на балконе, выходящем в сад усадьбы. Но толпа проникла и в сад, многие влезали на балкон, и теснота стояла неимоверная. После предпринятых усилий наконец представилась возможность усадить гостей за стол.

Центральное место занял Преподобный, причём его окружало местное почётное духовенство. Перед ним сидели вице-губернатор и городской голова. Всех обедавших было около сорока человек. Во время обеда многие из казанских граждан, в их числе ректор университета, вдова генерала О.С. Гейнс, поочередно подходили и принимали благословение от о.Иоанна. Сюда же для принятия благословения было приглашено много детей и взрослых больных. На всех преподобный обращал своё доброе внимание, он обнадеживал, увещевал, ласкал и, творя молитву, благословлял.

Когда было разлито по бокалам шампанское, то городской голова в краткой речи выразил благодарность отцу Иоанну от лица казанских граждан за милостивое посещение города и высказал отрадное чувство, вызванное его посещением, проявившем высокое поднятие религиозного духа в народе, которое вместе со святой молитвой и благословением высокочтимого пастыря, будет служить залогом счастья и нравственного преуспевания города. На ту речь отец Иоанн горячо приветствовал местных представителей власти и городского управления и предложил за них тост. В ответной речи о. Иоанн сказал следующее: «В каждом человеке Богом насаждено религиозное чувство, которое по свойству своему должно выражаться во внешней форме, должно изливаться так или иначе наружу, это неудержимое свойство каждого человека. Благодаря Господу я наделён Божественным милосердием, выражающимся в способности вызывать в народе это религиозное чувство, чем бесконечно счастлив и за что непрестанно благодарю Бога».

За обедом было принесено письмо от викарного епископа Анастасия, приглашавшего о.Иоанна к себе, в Спасский монастырь. Любезно отблагодарив хозяев за хлеб и соль, высокочтимый пастырь со свитой, усевшись в экипаж с городским головой, отбыл от Черноярова. Хотя никто из находящихся на улице и не предполагал, что о.Иоанн отправится в Спасо-Преображенский монастырь, тем не менее толпа сразу же заполнила монастырский двор и здесь произошла давка.

Его Преосвященство крайне внимательно принял отца Иоанна и беседовал с ним около четверти часа. Вечерело, и о.Иоанн, зная, что его ждут на пароходе и боясь опоздать в дальнейшем следовании, с трудом добравшись до экипажа, из-за нового натиска толпы, неуклонно решил тотчас возвратиться на свой пароход. Почтовая коляска, запряженная четвериком и окруженная конным полицейским конвоем, повезла обратно Преподобного. Рядом сидел городской голова, спереди иеромонах и причетник, а на подножке с обнаженной головой, стоя, до самого Устья ехал полицмейстер.

Анатолий Елдашев, историк

Продолжение следует


4 Об истории монастыря см.: Елдашев А.М. Казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его некрополь // Православный собеседник. Выпуск № 1 (14), 2007. – С. 146 – 152.

 5 Монахиня Серафима указом Св. Синода от 26 марта 1890 года была назначена на должность настоятельницы обители, с возведением в сан игуменьи. Акт назначения произвёл казанский архиепископ Павел (Лебедев) 15 апреля, в неделю жен-мироносиц, в Никольском соборном храме Казанского монастыря.

 6 Почётный гражданин Казани Дмитрий Иванович Чернояров был погребён в семейном склепе на главной аллее Арского кладбища. См.: Елдашев А.М. Арский православный некрополь. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 58.