Люди


30.10.2009

Иоанн Кронштадтский

начало в предыдущих номерах

...С величайшими усилиями среди двойной цепи лиц, крепко державшихся за руки, отец Иоанн с окружавшими его лицами, наконец, достиг «Отважного». Но и тут, несмотря на прикрытие парохода крепкими матросами, некоторым из толпы всё же удалось протиснуться на палубу и принять благословение от пастыря.

Отец Иоанн, несмотря на видимое утомление, остался чрезвычайно доволен своим посещением Казани. Он горячо поблагодарил Дьяченко С.В., благословил его образом, призывая благодать Божию на дальнейшее управление его «просвещенным, столь значительным и благочестивым городом», коему пожелал «истинного счастья и Божественного покрова».

Раздался третий свисток, и все посторонние бросились на рядом стоявший казенный пароход «Свияга». «Отважный» быстро отошёл от пристани и направился вверх по Волге. Тысячи людей, сплошь усеявших берега реки, с непокрытыми головами молча провожали отходящий пароход. «Свияга» с несколькими пассажирами и городским головой долго шла рядом с «Отважным», на палубе которого, творя молитву, стоял дорогой путешественник. Пристань, усеянная народом, уже почти исчезла из виду, а о.Иоанн, ярко озаренный красными лучами заходящего за высокий правый берег реки солнца, стоял, вдохновенный, на палубе, высоко подняв левую руку со своей соломенной шляпой, а правой совершая крестное знамение…

Так завершился этот приезд в Казань Всероссийского пастыря. Не знаю, кого и когда подобным образом в своей многовековой истории встречал ещё наш город.

Иоанн Кронштадтский. Портрет

Ещё раз Преподобный посетил Казань летом 1897 года по приглашению своего товарища, земляка, именитого профессора Ивановского.

Николай Иванович Ивановский (1840 – 25 октября 1913), действительный статский советник, почётный член и заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной академии, доктор богословия, видный церковно-общественный деятель. Сын священника Архангельской епархии, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии. С 1869 года — профессор кафедры истории и обличения русского раскола КазДА, где прослужил 45 лет. Автор фундаментального «Руководства по истории и обличению старообрядческого раскола» в 3-х частях (Казань, 1886-1888) и других трудов. Издатель памятников древнерусской письменности. С 1873 года —редактор журнала «Православный собеседник». В 1883 году удостоен степени доктора богословия. Деятельный член казанского «Братства святителя Гурия».7 

На протяжении почти сорока лет Н.И.Ивановский вёл большую практическую работу по воцерковлению раскольников, проводя публичные собеседования со старообрядцами в городах и сёлах Казанской губернии; приложил много трудов и забот в устроении единоверческих храмов. Его миссионерская деятельность приобрела всероссийскую известность. Он был награждён орденами св. Анны 2-й и 3-й степеней, св. Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени.8 

В мемориальной квартире Иоанна Кронштадтского

12 июля 1897 г. около шести часов утра к священнику села Васильево прибыл посланный с одного частного парохода, остановившегося у села. Посланец, как оказалось, был от отца Иоанна, который проездом в Самару пожелал отслужить в этот день обедню в каком-либо попутном храме. В Вязовых, мимо которых пароход прошел в пятом часу, о. Иоанну было трудно подниматься в гору (церковь стояла достаточно высоко), и он изъявил желание спуститься ниже по Волге, а ближайшим сельским храмом и была Крестовоздвиженская церковь села Васильево.

Священник села, обрадованный приездом дорогого гостя, отправил в село Ильинское за просфорами и Богослужение, начавшееся в 7 утра, завершилось в 10 часов. Апостол читал профессор академии, его товарищ Н.И. Ивановский. После обедни о. Иоанн был у местного священника, оттуда направился к профессору Н.И. Ивановскому, у которого дорогой гость сидел более получаса на террасе, пил чай, осматривал прекрасные волжские дали, высокий правый берег реки и благословлял подходивших к нему местных прихожан. В 11 часов пастырь возвратился на пароход.

16 июля, по пути из Самары, о. Иоанн в 6 часов утра прибыл в Казань на пароходе «Самарянинъ». Желающих встретить его оказалось так много, что еще не начало светать, как на Устье сделалось необычайно тесно от прибывающих людей.

С пристани отец Иоанн отправился на службу в Благовещенский собор, где отслужил литургию в сослужении с местными священниками и епископом Чебоксарским, викарием Казанским, преосвященным Анастасием. После литургии он ненадолго заехал в Спасский монастырь, посетив в его покоях преосвященного Анастасия. В Казанском девичьем монастыре он приложился к местной святыне. Отдохнул в загородном доме у Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимира.

В час дня дорогой гость вернулся в город, где посетил духовную академию, встретившись с отцом ректором, управляющим губернией Казанским вице-губернатором А.Г. Левченко, отобедал у именитого купца Д.И. Черноярова. И завершил визит в наш город у отца ректора духовной семинарии и в доме купца Урванцова, где помолился над его тяжелобольной родственницей. В восьмом часу вечера отец Иоанн отбыл в Нижний Новгород.9 

7 июля 1902 года в размеренной жизни Макарьевской пустыни совершилось знаменательное событие — обитель посетил по пути своего следования по Волге отец протоиерей Иоанн Кронштадтский. Известный российский молитвенник отслужил Божественную литургию, причастил своих спутников по поездке. В конце службы храм наполнился прихожанами из Свияжска и окрестных сёл и деревень, узнавших о его прибытии. Батюшка немного отдохнул, отпил чай у игумена обители и отбыл вниз по Свияге и Волге.10 

В течение долгого времени Пастырь окормлял известных елабужских купцов Стахеевых. Последний раз российский молитвенник посетил их и совершил литургию на Святом ключе 1 июня 1908 г.,11  за полгода до своей кончины († 20 декабря, по ст.ст.). Но отметим, что тема взаимоотношений Иоанна Кронштадтского и Стахеевых практически не изучена.

Нами выявлено несколько посещений Святого Праведного Казанской и Вятской губерний. Неоднократно он по приглашению Стахеевых посещал Елабугу и Святой Ключ. Это было в начале 1880-х годов и в 1902 г. при освящении Святого Ключа.

Святой Праведник Иоанн Кронштадтский приезжал в начале XX века по приглашению купцов-меценатов Стахеевых на Святой Ключ читать проповеди. В честь этого знаменательного события ими была возведена часовня, в дальнейшем утраченная.

Святой Ключ — так называлось село на левом берегу Камы (ныне в пяти километрах от Нижнекамска). Красным Ключом стали называть его после Октябрьской революции по воле новой власти. Как бы там ни было, а святое место всегда остается таковым, несмотря на прихоти людей.

Совершим небольшой экскурс в прошлое. «...Святой Ключ, находящийся в лесу в середине горы. Ключ течет из вершины изобильной водой. Часть оного проведена вроде бассейна или ямы, обложенной известным камнем, подле оного часовня, кружка для сбору, а из ямины сделан проток гребнем в три пальца шириною и в два вершка глубины, по которому вода стекает в Каму. Вода весьма чистая и вкусная...»12 

Это описание из дневника А.Н. Радищева, побывавшего на Святом Ключе в июне 1797 года. По преданию, здесь, в роднике, в незапамятные времена была найдена икона Святителя Николая Чудотворца, с тех пор и стали звать родник святым.

Святой он и есть святой. Вода тут особенная, «живая», такую, наверное, калики перехожие Илье Муромцу пить давали, чтобы обрёл он силу земную.

Стахеевы и Святой Ключ — это целая эпоха. В 1882 году земельным участком в этой местности завладели купцы Стахеевы, купив его за 400 тысяч рублей у оренбургского губернатора Крыжановского. В 1895 году в их усадьбе проживало 145 человек, в том числе 100 мужчин.

Купцы,приобретя этот участок земли, развернули здесь широкое строительство. Здесь они начали строить роскошную дачу с домами городского типа, которые благоустраиваются водопроводом, местной канализацией, водяным отоплением, электрическим освещением. Заметим, что это происходило в начале столетия, в то время как электричество в район пришло лишь в начале 1960-х годов, с началом строительства Нижнекамска.

Заметно выделялся своей архитектурной красотой и размерами деревянный, обшитый тёсом двухэтажный дом, занимавший 750 квадратных метров, с изящными резными балконами и фронтоном. В нём было 20 комнат, часть которых с разнообразным паркетным покрытием полов. Дом этот был построен на средства Николая Ивановича Стахеева в 1900 году. До наших дней это ажурное чудо деревянного зодчества, к сожалению, не сохранилось: дом сгорел в пламени пожара в ночь на 8 мая 1967 года. Вокруг дома росли сосны, липы и голубые ели, а возле угла терема стоял красавец-кедр. Перед домом располагались два бассейна. В одном из них стоял уникальный действующий фонтан, сохранившийся до наших дней.

Стахеевы возвели четыре оранжереи, в которых произрастали редкостные южные деревья: ореховые, лимонные, пробковые. Оборудуются одиннадцать теплиц, где круглогодично выращивают цветы, клубнику, помидоры, огурцы, баклажаны. Закладывается большой фруктовый сад.13 

Купцы сооружают несколько мельниц, из которых самой крупной была крупообдирочная — «крупянка», несколько больших хлебных амбаров.

«Чрезвычайно эффектную картину представляет собой Святой Ключ ночью, когда он бывает весь залит электрическим светом. Святой Ключ — громадное и в высокой степени благоустроенное имение, принадлежит купцам Стахеевым, имя которых известно по всему Камскому краю». Так описал это место русский путешественник, журналист А.Фирсов в начале XX века.

Благодатная тема посещения нашего края русскими православными святыми далеко не исчерпана, она ждёт своего пытливого и вдумчивого исследователя.

Анатолий Елдашев, историк

Отче Иоанне, моли Бога о нас!


 7 Терновский С.А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной академии. -Казань, 1892. - С. 397 - 401.
 8 Знаменский П. В. История Казанской Духовной академии. Вып. 2. - Казань, 1892. - С. 401 - 402.
 9 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1897 год. – Казань: Типо-литография императорского университета, 1897. - С. 430 – 431.
 10Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1902 год. – Казань: Типо-литография императорского университета, 1902. - С. 682 - 683.
 11 Нилус С.А. На берегу Божьей реки. - СПб.: ОЮ-92, 1996. – С. 8.
 12 Ссылка на: Ларионов А.С. Село Соболеково и Красный Ключ. Нижнекамск, 1992. – С. 59.
 13 Ларионов А.С. Село Соболеково и Красный Ключ. - Нижнекамск, 1992. - С. 68.